Информация об изображении
Монитор «Железняков». Уствновлен над мирным Днепром, рядом с заводом «Ленинская кузница»
Как символ мужества, железной стойкости и доблести советских военных моряков навечно установлены в качестве памятников восемь торпедных катеров и четыре бронекатера, непосредственно участвовавших в боевых действиях в период Великой Отечественной войны.
Монитор «Железняков». Уствновлен над мирным Днепром, рядом с заводом «Ленинская кузница»
Первым на Черном море — в 1949 г. — встал на пьедестал славы на берегу Карантинной бухты, в прославленном Краснознаменном Севастополе, катер-ветеран I Севастопольской ордена Нахимова бригады, одного из пяти соединений черноморских торпедных катеров, отмеченных правительственными наградами.
Славный боевой путь у этого маленького — всего 19 метров длиной! — корабля. Не раз ходил он в дозоры, охранял транспорта и корабли, прорывавшиеся в осажденный Севастополь, вел разведку, производил минные постановки н дерзкие торпедные атаки, высаживал десанты. В первые же дни войны немецкие самолеты стали регулярно забрасывать подходы к Севастополю магнитными и акустическими минами. И бригада получила первое боевое задание — тралить фарватеры: катера на полном ходу сбрасывали глубинные бомбы, подрывая мины. А три года спустя, в апреле — мае 1944 г. те же корабли бригады топили торпедами суда с гитлеровцами, уходящими из Севастополя. Так, три катера под командованием капитан-лейтенанта А. И. Кудерского в районе Херсонесского мыса обнаружили и атаковали хорошо охраняемый караван и пустили на дно два крупных транспорта.
Точно такой же катер установлен как памятник черноморским морякам в г. Очакове, долгое время служившем базой одного из первых в нашем флоте соединений торпедных катеров.
Эти два корабля — представители самого многочисленного у нас типа «Г-5», составлявшего к началу войны боевое ядро торпедоносных сил. Легкие (водоизмещение 17 т)1, быстроходные (скорость 48 узлов) дюралевые «Г-5» оказались поистине универсальными кораблями, сыгравшими важную роль в боевых действиях на многих морях, озерах н реках.
В 1966 г. на Сапун-горе под Севастополем и в 1968 г. в Новороссийске были поставлены на пьедесталы еще два черноморских торпедных катера «№ 725» и «№ 341» типа «Комсомолец» (водоизмещение 23 т). Не случайно катер стал достопримечательностью Новороссийска, а 2-я Краснознаменная бригада торпедных катеров получила почетное наименование Новороссийской: операция по освобождению этого города началась с того, что в бухту ворвались торпедные катера..
Есть свои мемориальные корабли и у катерников Балтики. В г. Балтийске в 1962 г. установлен на пьедестал славы торпедный катер типа «Г-5», на рубке которого нарисованы три небольшие звездочки — свидетельство его боевых побед, число потопленных кораблей противника. Еще в сентябре 1941 г. под командованием Б. П. Ущева этот катер участвовал в ночной атаке и потоплении фашистского крейсера в бухте Лыу.
В годы войны этот катер наплавал тысячи миль, но его вахта в 1945 г. не закончилась: он стал учебным кораблем-целью. Пришло время, корабль отремонтировали, восстановили в первоначальном виде и поставили на каменный цоколь.
Еще два памятника доблестным морякам-балтийцам были открыты в 1973 г. в г. Усть-Двинске (здесь установлен катер типа «Г-5») и в Ленинграде. За подвиги в годы войны одна из бригад торпедных катеров ДКБФ была награждена орденами Боевого Красного Знамени и Нахимова, 1-й дивизион торпедных катеров стал гвардейским.
Информация об изображении
Севастополь. Памятник катерникам, павшим в боях за Родину, на берегу Карантинной бухты
В Мурманске у Дома офицеров, где расположен музей Краснознаменного Северного флота, с 1946 г. стоит деревянный торпедный катер типа «Д-3». Это — прославленный «ТКА-12», которым командовали дважды Герой Советского Союза А. О. Шабалин и Герой Советского Союза Г. М. Паламарчук. Первым среди торпедных катеров Северного флота он открыл боевой счет, потопив транспорт еще в октябре грозного 1941 г. Памятен и такой эпизод: 22 декабря 1943 г., когда две группы советских катеров атаковали большой фашистский конвой у мыса Берловог, «ТКА-12» на предельной скорости прорвалси сквозь огневую завесу и с самой короткой дистанции торпедировал немецкий сторожевик. Г. М. Паламарчук был тогда тяжело ранен, но не оставил своего поста до самого конца боя... Участвовал этот катер и в таких операциях, как выход на спасение экипажей сбитых или севших на воду самолетов. (Обычно поиски летчиков проводились в светлое времи суток, поэтому нередко катера попадали под сильный обстрел береговой артиллерии, подвергались атакам авиации противника.) За проведение дерзких десантных операций при освобождении Заполярья Краснознаменная ордена Ушакова бригада торпедных катеров КСФ получила наименование Печенгской.
Севастополь. Памятник катерникам, павшим в боях за Родину, на берегу Карантинной бухты
В 1945 г. в войне с империалистической Японией боевые традиции бесстрашных советских моряков преумножили катерники-тихоокеанцы. Торпедные катера первыми врывались в базы и порты на побережье Северной Кореи, высаживали десанты в Юки, Расине, Сейсине, освобождали исконно русскую землю Южного Сахалина и Курильские острова. В память о тех, кто отличился при взятии южносахалинских портов, в одном из гарнизонов Тихоокеанского флота сооружен памятник, увенчанный макетом торпедного катера, а 6-й отдельный дивизион стал называться Сахалинским; четыре соединения торпедных катеров КТОФ отмечены правительственными наградами или преобразованы в гвардейские.
Немало ярких страниц в боевую летопись нашего флота вписали и моряки, сражавшиеся на бронекатерах. «Плавучие танки» оказались незаменимыми при проведении десантных операций, обеспечивали огневую поддержку сухопутных частей. Они действовали в составе едва ли не всех флотов и флотилий и от стен Сталинграда дошли до Берлина. Наградами Родины отмечены 15 соединений кораблей этого класса (8 из них — в составе Волжской, Днепровской и Дунайской флотилий).
В 1967 г. в Измаиле был установлен на пьедестал славы «БКА-134» Азовской флотилии. Под командованием лейтенанта В. Гусятникова этот бронекатер громил захватчиков у берегов Таманского полуострова; совершил 16 огненных рейсов во время Керченско-Эльтигенской десантной операции, доставляя на Крымскую землю пехоту и боеприпасы; в составе Дунайской флотилии участвовал в освобождении многих государств Европы от фашистского ига (недаром Краснознаменная бригада речных кораблей получила название Керченско-Венской).
Гвардейский бронекатер «Алексей Калюжный», названный в честь одного из героев обороны Севастополя, начал войну под Сталинградом, а кончил в Вене. Теперь это замечательный памятник морякам-катерникам, установленный в приволжском городе Зеленодольске.
В 1973 г. в Ейске встал на постамент бронекатер «Ейский патриот», построенный в годы Великой Отечественной войны на средства жителей этого города. И этому кораблю довелось закончить войну в австрийской столице.
И совсем недавно — в прошлом году — в Перми, перед проходной судостроительного завода «Кама», установили бронекатер, построенный тридцать лет назад здесь же, золотыми руками уральских рабочих. Так же как танки и самолеты, замершие перед воротами многих выпускающих сегодня мирную продукцию заводов, корабль на пьедестале стал олицетворением боевых и трудовых традиций, вечным памятником подвигу советского народа, выковавшего победу над смертельным врагом.
Примечания
1. Подробнее о катерах этого типа рассказано в статьях: А. Ларионова «Торпедные катера» (жури. «Моделист-конструктор», №6 за 1972 г.) и В. Смирнова «Торпедный катер типа Г-5» (журн. «Техника молодежи», № 7 за 1972 г.).