Первый конкурс состоялся еще в феврале 1941 г., но только в шестидесятых годах он стал проводиться регулярно.
На конкурс представляются разнообразные типы малых судов, предназначенных в основном для туризма, отдыха на воде, рыбной ловли. Конкурс 1980 г. предусматривал повышенное внимание конструкторов к экологической чистоте окружающей среды и это обусловило их обращение к гребным и парусным лодкам и яхтам.
К рассмотрению было предложено 16 работ, поступивших от 14 первичных организаций НТО, представляющих 6 местных правлений общества; ленинградское — 3, московское — 6, киевское — 3, калининградское — 1, волжско-камское — 2, крымское — 1. Жюри конкурса премировало только те проекты, которые рекомендованы для серийной постройки. Дадим краткую их характеристику.
Спортивно - туристская яхта «Круиз»
(автор С. Б. Новоселов). Спроектированная на основе тщательного анализа зарубежных и отечественных материалов по яхтостроению недорогая яхта, предназначена для туристских плаваний продолжительностью до 20 дней и для гонок в «минитонном классе» с гоночным баллом IOR 16 футов.
Основные данные яхты «Круиз»
Длина максимальная, м | 6,78 |
Ширина максимальная, м | 2,48 |
Высота борта на миделе, | м 1,28 |
Осадка, м | 0,32 |
Площадь парусности, м2: | |
грота | 13,3 |
стакселя | 11,0 |
спинакера | 29,0 |
Водоизмещение в состоянии обмера, т | 0,98 |
Масса шверта, т | 0,30 |
За прототип автор принял яхту «First-22» — мини-крейсер с высоким бортом и большой шириной, но он упростил архитектуру надстройки.
Планировка яхты рассчитана на размещение 4-5 человек и выполнена в соответствии с требованиями международных норм. Удачно размещение боковой стенки камбуза в ДП, при котором швертовый колодец не загромождает жилой объем и в то же время жестко перевязан с корпусом переборками на шп. 2, 3 и 4. Под носовыми спальными местами созданы достаточные объемы для продовольствия, парусов, аккумуляторов и пр. В кокпите «под приступком» размещены выдвижные ящики для ЗИПа и инструмента. В корме имеются места для хранения и установки подвесного мотора «Ветерок-12» и топливной канистры.
Корпус безнаборный из стеклопластика предполагается изготовлять в матрице методом контактного формования. Жесткость и местная прочность корпуса обеспечиваются за счет полупереборок, жестко связанных с обшивкой, флоров, продольных и поперечных выгородок шкафов, настилов спальных мест, выполненных из водостойкой фанеры. В жилых помещениях корпус оклеивается павинолом.
Парусно-гребная лодка «Кузя 80»
(автор В. Б. Осипчук) является развитием аналогичной лодки «Кузя» (см. сборник №13) того же автора. Опытный образец лодки был построен и испытан в 1980 и 1981 гг. Результаты испытаний учтены в предлагаемом варианте. Использование лодки в двух навигациях показало возможность плавания под парусом при ветре до 10 м/с и высоте волны около 1 м.
Основные данные лодки «Кузя-80»
Длина наибольшая, м | 2,8 |
Ширина наибольшая, м | 1,4 |
Высота борта на миделе, м | 0,47 |
Осадка при полной нагрузке, м | 0,20 |
Осадка габаритная со швертом | 081 |
Полное водоизмещение, кг | 300 |
Масса лодки, кг в полном сборе | 60 |
Грузоподъемность, кг | 220 |
Автор продумал выбор материала для корпуса, предусмотрев возможность изготовления корпуса как из листового материала, так и методом формовки. Могут быть применены пластик АБС и полиэтилен.
Лодка может использоваться для многодневных туристских походов, прогулок выходного дня с ночевкой на берегу, обучения и тренировок яхтсменов и для проведения спортивных соревнований с экипажем яз двух человек. Учтена возможность размещения необходимого снабжения и провизии для 2-недельного туристского похода.
Непотопляемость лодки Обеспечивается за счет бортовых отсеков плавучести. Положенная парусом на воду, она может быть поставлена на ровный киль и продолжать плавание. Вода, попавшая в лодку, удаляется на ходу при помощи эжектора.
Неразобранная лодка (масса не более 60 кг) может транспортироваться на верхнем багажнике любого легкового автомобиля; съемные детали размещаются в багажнике и в салоне. В разборном варианте она состоит из двух секций, при сборке они стыкуются на поперечной переборке (габариты пакета не более 2000X1400X500, масса 80 кг); для перевозки одна секция вкладывается в другую и может транспортироваться железнодорожным багажом.
В конструкции корпуса применена безнаборная схема: прочность и жесткость обеспечиваются переборками.
Лодка вооружена бермудским кэтом с консольной мачтой. Парус площадью 5 м2 карманом надевается на мачту, как на виндсерфере. Использован поворотный шверт в герметичном колодце, что позволяет избежать попадания воды в лодку при волнении. Подъем и опускание шверта осуществляются оригинальным рычажным приводом.
Яхта «Вега»
(авторы В. В. Мурннков, Т. Е, Мурннкова и В. Д. Зиновьев). Разрабатывая проект, авторы имели в виду создание национального класса массовых яхт для крейсерских плаваний и гонок. Правила класса, по мнению авторов, должны ограничивать основные размерения яхт и предъявлять необходимые требования к комфорту и обеспечению безопасности плавания, но в то же время оставлять свободу проектантам для совершенствования этих парусников.
Основные данные яхты «Вега»
Длина наибольшая, м | 5,50 |
Ширина наибольшая, м | 2,20 |
Осадка максимальная, м | 1,06 |
Водоизмещение полное, т 1,1 | |
Площадь парусности, м2 | 18 |
Для яхт класса «18 м2», как назвали его конструкторы, предложен проект правил. Ограничения в классе «18 м2» по главным размерениям и основным характеристикам:
Длина не более, м | 5,53 |
Ширина не более, м | 2,45 |
Водоизмещение порожнем не менее, т | 0,55 |
Вес балласта не менее, т | 0,15 |
Осадка не более, м | 1,2 |
Парусность основная не более, м2 | 18 |
Площадь спинакера, м2 | 18 |
Количество спальных мест | 4 |
Длина койки не менее, м | 1,9 |
Ширина койки не менее, м | 0,55 |
Высота в каюте не менее, м | 1,2 |
Объем рундуков не менее, м3 | 0,4 |
Непотопляемость яхты должна обеспечиваться установкой пенопластовых блоков, чтобы полностью затопленная яхта имела положительный запас плавучести.
Обводы яхты разработаны с учетом смещения центра величины в корму н заострения ватерлиний в носу; носовые шпангоуты имеют развал. По мнению авторов, это позволит уменьшить сопротивление довольно широкого корпуса при ходе острыми курсами и увеличит мореходность яхты. Обводы кормы уширены, введен плоский участок днища, это должно предотвратить чрезмерный дифферент яхты при скоростях, близких к предельным.
Корпус стеклопластиковый, толщина днища и бортов — 5 мм; палуба и рубка формуются как одно целое и имеют трехслойную конструкцию — 2 слоя стеклопластика по 2 мм, между ними наполнитель из пенопласта толщиной 10 мм. Жесткость обеспечивается поперечными переборками, стенками рундуков, настилов коек, выполненных из бакелизированной фанеры. В носовой части корпуса, в ДП установлена продольная переборка, которая является опорой степса мачты.
Авторы считают, что габариты яхты для нормальной обитаемости экипажа из 4 человек несколько маловаты, но практика показывает, что они вполне удовлетворительны. Хранение парусов, подвесного мотора, аккумуляторов и, при желании, оборудование простейшего гальюна предусмотрены в форпике.
Конкурс 1981 г. был отменен по причине малого поступления работ.
Условия конкурса 1983 г.
В октябре следующего — 1983 г. будут подведены итоги очередного конкурса по малотоннажному судостроению, организуемого Центральным правлением НТО имени академика А. Н. Крылова.
Работы по совершенствованию малотоннажных судов и повышению эффективности их строительства, а также разработки по моторам, двигателям и движителям должны быть подготовлены для использования на предприятиях отрасли и обеспечивать при внедрении определенный экономический эффект.
При подведении итогов конкурса наряду с техническими характеристиками судна будут учитываться технология и возможность серийной постройки судна, экономические показатели постройки, а также простота транспортировки н хранения.
Материалы по конкурсным работам должны представляться в указанном объеме и с соблюдением соответствующих требований по их выполнению.
Для работ по судам необходимы: пояснительная записка, теоретический чертеж, чертеж общего расположения, для судов новых типов также выполняются расчеты плавучести и весовой нагрузки (если судно построено, то к материалам следует приложить фотографию общего вида — 2 экземпляра размером 12X18 или 18X24).
Для работ по совершенствованию постройки малотоннажных судов и по разработкам для моторов, двигателей и движителей — пояснительная записка, чертеж общего расположения (схема) предлагаемого решения, примерный расчет стоимости и экономического эффекта предложения, другие материалы, подтверждающие реальность внедрения новой технологии и организации постройки судна.
Пояснительная записка (объем не более 8 стр. машинописного текста) должна содержать обоснование принятых размерений, обводов, элементов конструкций, материалов, технологии постройки судна, либо обоснование н описание предложения по совершенствованию судов, моторов, двигателей п движителей и повышению эффективности их строительства.
Теоретический, конструктивный чертежи и чертеж общего расположения должны быть выполнены в масштабе 1:5—1:20. Теоретический чертеж выполняется: в трех проекциях, по десяти теоретическим шпангоутам, четырем-пяти ватерлиниям, двум-трем батоксам. Конструктивный чертеж должен содержать: продольный разрез, два-три конструктивных поперечных сечения; на этом чертеже должны быть указаны размеры поперечных сечений основных связей набора и материал, принятый для постройки судна. Чертеж общего расположения должен включать: вид сбоку (вид на правый борт), план, два-три поперечных сечения.
Расчет плавучести включает определение водоизмещения по проектную ватерлинию и координаты центра величины. Расчет весовой нагрузки, произведенный по основным статьям, должен подтверждать соответствие веса судна проектному водоизмещению и его осадке.
Текстовые материалы представляются в одном экземпляре, отпечатанные на машинке или в рукописном виде. Чертежи (размером не более 594X841 мм) могут быть выполнены карандашом, тушью или в виде светокопий. Каждый из чертежей и других материалов должен быть подписан автором проекта.
Конкурсная комиссия будет рассматривать только разработки, полностью удовлетворяющие условиям конкурса.
Одновременно с конкурсной работой в Центральное правление НТО должны быть представлены:
- выписка из протокола первичной организации НТО или представление руководства предприятия — юридического члена НТО с рекомендацией работы для участия в конкурсе, ее общей оценкой, утвержденным составом авторов;
- список непосредственных участников работы с указанием ее руководителя (при выполнении работы коллективом), а также долевого участия каждого из соавторов, стаж пребывания в НТО. Для финансовых расчетов (в случае присуждения премии) необходимо сообщить расчетный счет профкома, наименование и индекс банка (МФО) или личный расчетный счет в сберкассе и ее адрес.
В конкурсе могут принять участие только члены НТО имени академика А. Н. Крылова — как отдельные лица, так и творческие коллективы, работающие в области малотоннажного судостроения.
В конкурсе 1983 г., в целях поощрения победителей, за лучшие разработки, отвечающие условиям конкурса, установлены следующие премии:
- по судам для отдыха, туризма и спорта — 3 диплома первой, второй и третьей степени и три денежные премии в размере 150, 100 и 75 руб.
- по различным судам народнохозяйственного назначения и катерам — 3 диплома первой, второй и третьей степеней и три денежные премии в размере 150, 100 и 75 руб. лей.
Организация конкурса возлагается на секцию малотоннажного судостроения Центрального правления НТО.
Срок представления работ на конкурс не позднее 1 ноября 1983 г. (по почтовому штемпелю места отправления).
Материалы на конкурс направляются по адресу: 191011 Ленинград, Невский пр., 44, Центральное правление НТО имени академика А. Н. Крылова (с пометкой «На конкурс по малотоннажному судостроению»), Телефон 211-21-09.