Очередной открытый конкурс — в нем приняли участие 23 конструктора-любителя из девяти городов страны — проводился 27—28 августа и 3—4 сентября на Парусном Берегу Московского моря одновременно со слетом и соревнованиями туристов-парусников «Осенняя регата-83». Среди заявленных на гонки были и рассчитанные на многодневные плавания по крупным акваториям большие суда, и сверхлегкие, предназначенные для воскресных выходов, прогулочные парусники. Словом, турист практически из любого региона страны мог увидеть здесь лодку, отвечающую условиям плавания в том или ином интересующем его водоеме, его привычкам и представлениям об оптимальном разборном паруснике. Достаточно сказать, что в гонках «Осенней регаты» призы разыгрывались в 13 свободных классах туристских лодок!
Как и на предыдущих конкурсах, авторов самоделок отличала нестандартность, смелость решений в конструкции как самих судов, так и их парусного вооружения. Расскажем о наиболее интересных лодках и их оснастке — разработках, авторы которых были отмечены дипломами журнала «Катера и яхты».
А. Б. Бабенко (диплом III ст.) построил легкий парусно-гребной катамаран (длина — 3 м; ширина — 1 м; площадь парусов — 3+1,2 м2) с надувными поплавками и брызгозащищенным кокпитом. Суденышко удобно и для походов и для рыбалки. Его мореходность и обитаемость выше, чем у двухместных байдарок. Достоинством при транспортировке по суше является малый вес (18 кг) и компактность упаковки в разобранном виде: катамаран умещается в «абалаковский» рюкзак плюс пакет с балками и рангоутом. На сборку и разборку затрачивается не более 30 мин.
A. Д. Цитулье кий, не удовлетворившись эксплуатационными качествами надувной лодки польского изготовления «Оса-270», превратил ее в легкий катамаран, который по ходовым качествам и мореходности выгодно отличается от обычной «надувнушки».
С. Г. Шишов (диплом I ст.) представил на рассмотрение жюри двухместный швертбот каркасно-надувной конструкции, размерения и обводы которого близки к гоночному швертботу класса «Лазер». Парус использован от виндсерфера. Получилось быстроходное и очень легкое судно — вес его меньше 40 кг.
B. И. Иванов продолжил работы по модернизации своего 2-4-местного швертбота, описание которого публиковалось в отчетах о V и VI конкурсах (см. «КЯ» №98 и №103). На этот раз очередное повышение эксплуатационной надежности парусника повлекло за собой увеличение веса судна до 55 кг, что, впрочем, окупается удобством его для дальних походов. По комплексу характеристик, включая ходкость и мореходность, этот швертбот превосходит столь любимую туристами польскую «Меву» и мог бы достойно заменить ее (если, конечно, наша промышленность все-таки будет осваивать серийный выпуск такого парусника).
Из представленных на конкурс парусных лодок, предназначенных для плаваний с удалением от берега, дипломами были награждены две разработки.
К. П. Федоров (диплом II ст.) взял за прототип тримаран, описание которого было помещено в «КЯ» № 99. Совместно с автором опубликованной конструкции В. И. Байбаковым он создал новую модификацию судна (длина — 5,3 м; ширина — 3 м; парусность — 13 м2) с рубкой-убежищем, предназначенного для плаваний с экипажем из трех человек. «Мост» тримарана площадью 9 м2 поднят над центральным поплавком на 0,25 м. Концы поперечных и продольных балок стянуты тросами и трубками. На уровне стяжек устроено днище самоотливного кокпита. Степс мачты установлен на средней из трех поперечных балок.
А. Б. Лосев (диплом III ст.) в качестве основы при изготовлении парусника использовал надувной спасательный плот. Он подкрепил корпус рамой из дюралевых труб, устроил в носу рубку-убежище, которую можно устанавливать и снимать на ходу, и оборудовал в средней части лодки просторный багажник. Парусное вооружение — гафельный шлюп (4,5+2,5 м2). Вес судна — 55 кг. Летом 1983 г. семья Лосевых прошла на этой лодке 700 км по Белому морю.
В существующих на сегодня правилах соревнований на разборных туристских парусниках отсутствуют какие-либо ограничения по конструкции парусного вооружения. Это, безусловно, правильно, так как стимулирует работы самодеятельных конструкторов по совершенствованию своих парусов, и традиционно они становятся призерами конкурсов. В прошлом году жюри отметило две конструкции парусов.
Е. С. Кузнецов (диплом II ст.) представил на конкурс парус-крыло, которое надевается на мачту карманом-обтекателем. Несколько сквозных лат позволяют поддерживать профиль паруса и менять величину пуза в широких пределах. Разработана оригинальная система рифления, которая позволяет рулевому, не сходя с места, собрать парус у мачты.
Сильно отогнутый в корму верхний конец мачты, по мнению автора, обеспечивает снижение индуктивного сопротивления. К изогнутому по профилю паруса гику парус прикреплен только шкотовым углом; в нижнюю шкаторину вшита лата.
Несмотря на низкое качество ткани, которую пришлось применить, парус хорошо держал форму. Это позволило Е. С. Кузнецову стать победителем «Осенней регаты» в классе «Катамаран-7 м2».
Заслуживает внимания и любопытная конструкция его судна, в которой нет ничего лишнего. Мост состоит из четырех продольных балок, которые попарно вставлены в карманы на поплавках, и двух поперечных балок. Между балками натянута сетка-трамплин. Вращающийся шверт закреплен на подмачтовой балке у внутреннего борта левого поплавка, руль — на корме правого. Автор полагает, что такое расположение руля и шверта обеспечивает оптимальную центровку на любых курсах относительно ветра.
В. А. Строгонов изготовил для своего парусно-гребного каноэ (см. «КЯ» №99) двойной парус типа «Стриж» (диплом III ст.). Задняя и нижняя шкаторины обоих парусов не соединены между собой (как на парусе Люнгстрома), а двойной гик снабжен шарниром у мачты. На полных курсах парус можно поставить «на бабочку», увеличив его площадь вдвое. При усилении ветра достаточно потянуть за наветренный шкот и площадь паруса уменьшается. На берегу такой парус несложно установить как тент-палатку.
Очередной конкурс планируется провести 25—26 августа и 1-2 сентября 1984 г. там же — на Парусном Берегу. Проезд электричкой с Ленинградского вокзала до пл. Московское море.
Особое внимание жюри конкурса будет уделять надежности судов. Именно конструкция, а не мастерство экипажа, должна обеспечивать безопасность плавания при типичных для Московского моря условиях — ветер до 10 м/с, волна — до 0,4 м. При ухудшении погоды суда должны иметь возможность самостоятельно дойти до подветренного берега. Испытания новинок на воде члены жюри и эксперты могут проводить самостоятельно.