«Блегг-480» — необычная лодка с необычными качествами» — так называлась статья об интересной зарубежной мотолодке, опубликованная в «КЯ» №82. Она привлекла внимание многих наших читателей; некоторые из них даже попробовали построить судно, более или менее похожее на «Блегг-480», и убедились, что оно, действительно, обладает мореходностью лодок с обводами глубокое V в сочетании с большой остойчивостью, свойственной тримаранам.
На родине новинки, в Англии, нашлись такие потенциальные заказчики, которые, оценив по достоинству скоростные и мореходные качества «Блегга», остались недовольны малой вместимостью и непрактичностью этой чисто прогулочно-спортивной лодки. При сохранении всех плюсов «Блегга» им требовалось что-то, более похожее на открытую рабочую платформу. Для придания подобной «платформе» 100-процентной надежности было выдвинуто неожиданное требование — снабдить ее надувными бортами, которые не только гарантировали бы непотопляемость, но и играли одновременно роль кранцев. (Достоинства такого сочетания стеклопластикового жесткого днища гидродинамически эффективной сложной формы и мягкого борта — надувного баллона по периметру — подробно рассматривались в «КЯ» №70 и других номерах журнала.)
Если создание жесткого трехкилевого корпуса уже отработанной формы никаких трудностей для конструкторов «Блегг Бот компании не представляло, то с надувным бортом сложностей оказалось более чем достаточно.
Ни одна из известных компаний, выпускающих надувные лодки, не производила баллона нужной формы. Дело в том, что из-за специфики обводов носовой части «Блегга» форма баллона в носу получалась очень сложной. В конце концов создатели лодки подошли к необходимости отойти от цилиндрической формы баллона и придали ему ярко выраженную конусность.
Работникам фирмы, специализирующейся на выпуске надувных емкостей, удалось изготовить «трубу», которая точно легла на отформованный для нее подковообразный фланец. Применена нейлоновая ткань, покрытая снаружи хайполоном, а изнутри неопреном. В самом широком месте — в корме — надувной баллон имеет диаметр 420 мм, в носу — уменьшается до 305 мм. Внутренний объем баллона разделен на две герметичные камеры.
Следующая задача заключалась в надежном соединении жесткого корпуса с надувным баллоном. Баллон приклеен наглухо по всей площади фланца, охватывающего лишь чуть меньше половины длины окружности баллона. Соединение секции собственно наружной оболочки корпуса и секции внутреннего настила оказалось под баллоном. Благодаря очень сложной профилировке поверхностей корпуса с лыжами, уступами-реданами и двумя сводами тоннелей развитого набора в обычном понимании нет; пространство между секциями заполнено вспенивающимся составом.
Транец, также жестко склеенный с надувными бортами, оклеен тремя слоями 9-миллиметровой морской фанеры и имеет общую толщину 45 мм.
В итоге надежный корпус, который не нуждается в кильблоках и может стоять на «полозьях»-лыжах, имеющий длину 5,2 м, ширину 2,24 м и высоту на транце 1,24 м, имеет вес всего лишь 200 кг.
Оборудование универсального варианта, выпущенного на рынок под названием «Блегг Босан», сведено до минимума. Применено центральное «мотоциклетное» сиденье «тандем» для обоих членов экипажа, смонтированное на ящике-рундуке. В его носовой части смонтирована консоль пульта управления. В ящик ставятся оба штатных бензобака. Под ящиком-рундуком отформована продольная самоотливная ниша (3300X380X160 мм), закрываемая поликом-крышкой. Здесь хранятся якорь, концы, отпорный крюк, весла — гребки, водные лыжи и т. п. Одновременно эта ниша придает жесткость секции настила.
Лодка рассчитана на подвесной мотор мощностью до 115 л. с., но считается, что «для обычного потребителя» достаточна мощность 75—85 л. с.
Дейв Гринвел, эксперт английского журнала «Practical Boat Owner», испытывавший «Блегг», дал восторженный отзыв о новой лодке. «Условия в тот холодный и ветреный день, — пишет он, — были такие, что даже пассажирские СПК вынуждены были сбавлять скорость. И хотя временами мои пальцы белели отчасти от холода, отчасти от страха, лодка, оснащенная 85-сильным мотором «Ямаха», с честью выдержала не только натиск ветра и волн, но и все мои издевательства, послушно реагировала на самые неприемлемые команды; палуба оставалась совершенно сухой. Мы приложили все усилия, чтобы перевернуть лодку при развороте на полной скорости, но она входила в поворот, как по рельсам».
Новый «Блегг», конечно, сыграет свою роль при спасательных операциях в прибрежной зоне с сильным прибоем; в равной степени он может стать первоклассным помощником аквалангистов и воднолыжников.