Не надо искать перевод названия мотолодки в словарях: «Блегг» — это фамилия двух братьев-англичан конструкторов судна, а 480 — его длина в сантиметрах.
Замыслы нового варианта обводов скоростной мореходной моторки возникли у них лет пятнадцать назад, когда братья решили, что могут сделать шаг вперед по сравнению с корпусами типа глубокое V. Итогом продолжительных опытно-конструкторских и экспериментальных работ и явился их «Блегг-480» — судно, обобщающее накопленный опыт применения различных новых модификаций обводов на современных глиссирующих судах.
В рекламных сообщениях подчеркивается, что эта небольшая полуспортивная лодка допускает установку даже весьма мощных моторов — вплоть до 140 л. с. и позволяет поддерживать при ходе на волне скорость, максимально возможную для судна таких размерений в принципе.
В целом необычные тримаранные обводы «Блегг-480» представляются сочетанием ряда хорошо известных идей. Корпус с глубокой кипеватостью и ярко выраженными продольными реданами — уступами, на кормовой трети длины имеет два узких спонсона асимметричного поперечного сечения — с практически вертикальными наружными бортами. «Кормовое» расположение спонсонов, отличающее «Блегг» от классических тримаранов, где корму делают свободной от спонсонов, напоминает идею «Морского дротика» Барри Стимсона (см. №72). А вот то, что и центральный корпус и спонсоны имеют расположенные на одном уровне узкие горизонтальные глиссирующие плоскости днища — лыжи, представляет воплощение идеи трехкилевых обводов «морских саней» Фокса (см. №53). Наконец, большая килеватость и горизонтальное днище узкого центрального корпуса наводят на мысль о том, что по волне новая мотолодка будет идти так же мягко, как «Морской нож» Питера Пейна (см. №38 и №59).
По замыслу братьев, применение подобного компромиссного решения и должно обеспечивать такое сочетание высокой остойчивости, скоростных качеств и комфортабельности хода, которого нельзя получить ни на глубоком V, ни на классическом тримаране, ни на «Ноже», «санях Фокса» либо «Дротике». Строители полагают, что их детище сможет на равных бороться с лучшими гоночными судами класса OP-IV — для открытого моря.
Гейвен Хоув, представляющий «Блегг-480» на страницах английского журнала «Yacht and Boat owner» (XI, 1978 г.), обоснованно отмечает, что на тихой воде сопротивление этой мотолодки будет больше, чем близкого по размерам судна с «обычными» обводами глубокое V за счет добавочной смоченной поверхности сводов и спонсонов. Однако в условиях практической эксплуатации — на волне — «Блегг», действительно, имеет шансы обойти конкурентов.
В дни первых ходовых испытаний, о которых рассказывает Хоув, с погодой «не повезло»: не было ни сильного ветра, ни соответствующего волнения. Однако битая волна от множества катеров и яхт, бороздящих пропив Солент, в сочетании с высокими волнами от больших судов-паромов, дала возможность оценить мореходные качества «Блегга». Эти пробные выходы, во всяком случае, не разочаровали конструкторов. Никаких намеков на удары при встречах с волной — лишь легкие шлепки в момент, когда в воду входят широкие уступы — реданы. На прямой судно очень быстро выходило на режим глиссирования.
В то же время новое судно лишено некоторых неприятных свойств, присущих судам с обводами глубокое V. Например, отсутствует крен от действия момента гребного винта. Если на крутых поворотах глубоко килеватое судно кренится наружу и скользит на скуле, «Блегг» разворачивается практически без крена и дрейфа.
При проектировании стеклопластикового корпуса строители избегали сколько-нибудь заметных плоских поверхностей и умело использовали для придания конструкциям жесткости отформованные на корпусе и на обеих поверхностях спонсонов уступы. В результате удалось обеспечить относительно малый вес корпуса.
Сделаны и испытаны две модификации мотолодки. Основная модель — спортивная с минимумом оборудования, без ветрового стекла, но с мягкой обивкой по периметру кокпита и двумя креслами на сплошном горизонтальном настиле внутреннего дна.
Прогулочный вариант «Блегг-480ЖТ» (в том же корпусе) оборудован модным дымчатым ветровым стеклом, переходящим в невысокий комингс кокпита. Сам кокпит здесь немного просторнее; в нем появился еще и кормовой диван. В то же время стоит отметить, что наличие глубоких тоннелей заставило создателей лодки довольно высоко поднять дно кокпита; это заметно уменьшило полезный объем внутри лодки.
Спортивная модель «Спорте», завоевавшая симпатии Хоува, испытывалась со 140-сильным «Джонсоном» и показала скорость 55 ст. миль в чае (85 км/ч); модель общего назначения с 80-сильным «Маринером» развивала скорость 40—45 ст. миль/ч (до 72,4 км/ч).
Мотолодка предназначается для прогулок и рыбной ловли, буксировки воднолыжников. В днище основного корпуса встроен 90-литровый бензобак с сотовым заполнителем. Его емкости достаточно для проведения занятий с воднолыжниками в течение дня. Минимальная мощность мотора для нормальной эксплуатации лодки — 50 л. с., однако рекомендуется устанавливать мотор мощностью не менее 80 л. с.
Общее заключение редакции журнала по результатам испытаний таково: "«Блегг» производит впечатление, судно практично, это — функциональный спортивный катер для моря. Он сравнительно дорог («ЖТ» с 80-сильным «Маринером» — 3570 фунтов; «Спорте» со 115-сильным «Крайслером» — 4330 фунтов), но стоит того!"
Недавно созданная компания «Блегг Бот компания, рекламируя свою продукцию, с удовольствием воспроизводит хвалебные выдержки из статей, помещенных в ряде видных журналов. Так, обозреватель журнала «Хобби» считает «Блегг» лучшей лодкой для воднолыжников. Отмечаются хорошая управляемость, высокая остойчивость и «полная безопасность» новой оригинальной английской мотолодки.