Тройной марафон
Необычное состязание — «тройной марафон» — было проведено в Гонолулу. 324 участника должны были преодолеть три дистанции: проплыть 4 км по океану, участвовать в велосипедной гонке на 180 км и, наконец, в пешем марафоне. Первенство завоевал Джон Говард с результатом 9 часов 38 минут. Надо отметить, что между этими тремя видами состязаний перерывов не было!
Страшная история
Пассажиры колесного парохода, следующего по одной из тропических рек Южной Америки, сгрудились у борта, готовясь к высадке на уже хорошо видную пристань. Неожиданно пароход загудел, резко повернул куда-то в сторону — так, что все попадали, а затем, не переставая гудеть, с полного хода вылетел на береговую отмель. Когда уцелевшие после швартовки пассажиры ринулись «выяснять отношения» в рулевую рубку, то застали очень странную картину. Капитан висел под подволоком, уцепившись за рукоятку гудка и поджав ноги. А на тумбе штурвала грелась на солнце небольшая, но очень опасная ядовитая змея.
Куда делся рулевой — выяснить не могли очень долго. Как оказалось, обнаружив злобно шипящую змею, он инстинктивно выскочил из рубки и нырнул с борта в воду; почему-то рулевой уверял, что змея гналась за ним и была длиной с крупного крокодила!
Туман против тумана
Группа ученых из Манчестера предложила оригинальный, а главное — высокоэффективный способ рассеивания тумана: если ваше судно попало в зону тумана, достаточно открыть вентиль баллона — выпускается струя
«искусственного тумана», капли которого электрически заряжены и соединяются с водой, содержащейся в природном тумане. Другими словами, туман превращается в легкий дождик. Применение нового метода обеспечит значительное повышение безопасности судовождения в каналах и узкостях, однако «искусственный туман» стоит пока довольно дорого.
Надуть паруса!
Не исключено, что именно так будет звучать команда «Паруса ставить!» на парусниках ближайшего будущего. Почти одновременно оригинальные проекты «объемных» парусов были выдвинуты инженерами и моряками Японии, США, Бразилии и ФРГ. Японские специалисты испытали паруса в виде поставленных вертикально надувных матрацев с вогнутой формой поперечных (горизонтальных) сечений. «Ставятся» они очень просто — включается подача сжатого воздуха! А бразилец Делано полагает, что надувать надо не воздухом, а газом легче воздуха — водородом. Он испытал в Атлантике 9-метровую лодку с надувным парусом. При подаче водорода парус как бы вынимал лодку из воды, сопротивление движению уменьшалось, и при благоприятных условиях скорость достигала, якобы, 40 км/ч.
Зенитчик-любитель
ФБР торжествует: выслежен и арестован преступник, представляющий особую опасность — обвиняемый ни много ни мало в стрельбе по морским бомбардировщикам стратегической авиации. Он оказался неплохим стрелком: прокурор утверждает, что подсудимому удалось добиться попаданий по крайней мере в пять «Б-52». «Взлетая, они каждый раз пугают мой скот, — спокойно объяснил фермер Гилберт Хегермен,— стрелял я из старого винчестера просто, чтобы разрядиться. Мне и в голову не приходило, что я в них попадаю...»
Руль — на свалку истории!
Норвежский изобретатель Зигмунд Альгард предлагает новый тип движителя, особенно заинтересовавший создателей подводных аппаратов. В принципе это тот же гребной винт, но насаженный на гибкий вал. С помощью гидравлического привода и электронных устройств ось винта может быть поставлена под углом и к ДП и к плоскости ВЛ, винт одновременно выполняет функции «горизонтального» и «вертикального» рулей. Как утверждает изобретатель, замена руля таким винтом не только существенно улучшает маневренные качества подводных и надводных судов, но и заметно увеличивает скорость хода. Новое изобретение уже запатентовано в нескольких странах.
Паруса наступают
Конструктор ПЛЯЖНЫХ яхт бельгиец Поль Бурже начал парусный марафон по суше. На специально оборудованной для движения по автострадам колесной яхте он стартовал в Брюсселе, направляясь в Дюссельдорф, однако так туда и не прибыл: хотя его сухопутное судно было соответственно зарегистрировано и несло подобающие «автомобильные» огни и знаки, дорожная полиция такого «оскорбления» не перенесла...
Гвозди с ушком
В Швеции начат выпуск гвоздей с узким, как у швейной иголки, сквозным отверстием на остром конце. Но зачем гвоздю ушко? Как утверждает реклама, когда такой гвоздь будет забит в дерево, ушко разламывается, концы расходятся и образуют в материале как бы лапы маленького якоря. Новый гвоздь держит прочнее обычного, соединение получается более надежным.
Сюрпризы бионики или тайна верблюда
«Нет, верблюды отнюдь не возят запас воды в своих горбах», — категорически утверждает американский журнал «Сайенс дайджест». «Корабль пустыни» спасается от жажды при помощи системы, создать которую никак не удается ученым и инженерам. Верблюды благодаря особому устройству их дыхательного аппарата могут абсорбировать влагу из воздуха.
Чудеса в ходовой рубке
Репортеры, приглашенные в рулевую рубку выходящего в первое плавание японского рудовоза «Кинокавамару» (179 тыс. т), были потрясены. Здесь громко играла музыка. Владелец судна, стараясь перекричать ее, давал пояснения почетным посетителям. А капитан спокойно прогуливался по рубке и командовал работой двигателя огромного судна, не притрагиваясь к машинному телеграфу и отдавая приказания вполголоса.
Гостям продемонстрировали микрофоны и компьютер, который воспринимал команды, расшифровывал их и подавал сигналы исполнительным механизмам в машинном отделении. Предварительно в компьютер была заложена пленка с записью голосов тех лиц, которые допущены к управлению судном: именно поэтому машина реагировала только на голос капитана. Устройство стоит немало, но позволяет сократить численность экипажа (в данном случае до 18 человек).
Полиглоты поневоле
Водолазы ряда стран, как сговорились, взялись за учебники немецкого языка. Дело в том, что в последнее время при глубоководных погружениях применяют смесь кислорода с гелием, в которой звук распространяется иначе, чем в воздухе, — речь становится неразборчивой, понять доклады водолаза на поверхности трудно. Как показали опыты француза Пьера Кабарру, наименьшим искажениям подвергается немецкая речь.
Дуэль в открытом море
Капитаны двух конкурирующих пассажирских теплоходиков, работающих на линии между гваделупским портом Пуэнт-а-Питр и островом Мэри-Галант, враждовали с детских лет. Соперники никогда не упускали возможности насолить друг другу, а при случае и окончательно выяснить отношения на кулаках. Любая их встреча, а встречались они регулярно, так как после рейса посещали одни и те же портовые кабаки, кончалась грандиозной дракой с участием всех посетителей, которые сразу же охотно делились на два лагеря. Обоим судовладельцам (и местной полиции) это надоело: хозяева договорились так изменить расписания рейсов, чтобы капитаны на берегу не встречались.
Не помогло. Как только капитан «Марчи» усмотрел идущую навстречу «Марианну», великолепная идея осенила его: «Самый полный вперед — идем на таран!» — закричал он и повернул на врага. Однако соперник отреагировал мгновенно и сам предпринял атаку... Жертв не было, правда, несколько слабонервных женщин оказались в обморочном состоянии. Оба суденышка прибуксировали в Пуэнт-а-Питр с развороченными носами. А дальше — все было как обычно.
Под проливом цугару
Подходит к концу проходка самого длинного в мире тоннеля Сэйкан, который соединит японские острова Хонсю и Хоккайдо: он будет иметь протяженность 53,8 км, причем 23,3 км находятся под водой.
Колокол или рында?
В обиходе судовой колокол нередко называют рындой. Такое название можно встретить даже в печати и телевизионных передачах. Однако это неправильно; ни в парусном флоте, ни в современном судовой колокол никогда не имел другого названия.
В колокол на судах принято отбивать склянку — получасовой промежуток времени, получивший свое название еще в Петровскую эпоху. В те времена пользовались стеклянными песочными часами — «склянками», которые представляли собой небольшой стеклянный сосуд, расширенный в верхней и нижней частях, с узким горлышком посередине. Мелкий песок, насыпанный внутрь склянки, пересыпался через узкое горлышко из верхней части сосуда в нижнюю. Сосуд помещали в деревянную оправу, имевшую сверху и снизу кольца для его переворачивания и подвешивания. Кроме получасовой склянки, использовалась четырехчасовая.
Обе склянки ставили близ судового колокола, при котором безотлучно находился вахтенный матрос. Он переворачивал склянки и бил в колокол.
Счет времени начинали в момент истинного полдня — 12 часов. На парусных судах в знак того, что наступил полдень, «били рынду», т. е. при помощи рында-булиня — самого короткого конца на корабле, звонили в колокол в три темпа. Такой порядок отличия истинного полдня был установлен на русском флоте Петром Великим.
После полудня склянки отбивались каждые полчаса. В 12.30 полагался один удар, одна склянка, в час дня — два и т. д. до четырех часов, когда били восемь склянок. В четыре часа пополудни обе склянки одновременно переворачивали.
Давно ушли в прошлое песочные часы, а вот колокола по-прежнему бытуют на судах, причем не только ради традиции и романтики, но и как важное средство обеспечения безопасности плавания. Международные правила МППСС-72 обязывают иметь на всех судах, в том числе на яхтах и катерах, длиной не менее 12 м, звукосигнальное устройство — колокол.
Сохранилась и славная традиция вести счет времени, отбивая каждые полчаса склянку. К сожалению, в некоторых яхт-клубах и водноспортивных организациях этой морской традиции не уделяется должное внимание, склянки не отбиваются, как не отдается и честь флагу при его подъеме и спуске.
Юбилею посвящается
20 сентября в редакцию пришла телеграмма: «Сегодня МАХ-4 вышла берегу Тихого океана. Одиночном плавании, посвященном юбилею, 22 дня пройдено 2000 активны? километров городе Хилзк до города Николаевек-на-Амуре. Смургис.»
Редакция горячо поздравляет Евгения Павловича Смургиса с большим спортивным достижением, которое играет важную роль в деле пропаганды водного туризма и применения весел.
Успешно завершилось уникальное многолетнее плавание на весельной лодке «МАХ-4» через всю страну, которому охотник-промысловик из пос. Глубиннее Приморского края мастер спорта Е. П. Смургис посвящая все свои летние отпуска.
Со следующего номера журнала мы начинаем печатать заключительные части путевых заметок Е. П. Смургиса. Три эти части рассказывают о трех последних этапах путешествия: по Енисею (совместно с Леонидом Микулей); по Ангаре, через Байкал и по Селенге (совместно с Василием Галенко) и по Амуру (в одиночку).