Обводы корпуса с транцевым носом, как показал опыт, обладают целым рядом положительных (для небольших судов) качеств. Напомним, что подобные обводы имеют швертботы таких классов, как «Кадет», «Миррор», «Сэбот», «Оптимист», причем судов каждого из этих классов построено по нескольку тысяч. Главное — это большая плавучесть носа, препятствующая опрокидыванию судна через скулу или зарыванию носом в волну, а тенденция к этому особенно проявляется при вооружении типа кэт (с мачтой, установленной почти на форштевне) на полных курсах и большой волне. При небольшом соотношении длины к ширине (2,0÷2,4) обводы по ватерлинии с транцевым носом получаются более плавными, остойчивость лучше, чем у остроносых судов. Как правило, тузики с носовым транцем оказываются и более быстроходными. К этому следует добавить и большую простоту постройки подобных судов.
Знакомясь с «Дюймовочкой», следует заметить, что и эта лодка выиграла бы в остойчивости, ходкости и вместимости, будь у нее транцевый нос. Полезной также была бы и килеватость днища. По нашему мнению, яхта получилась бы более удобной, если бы кокпит был увеличен за счет рубки, которая в этом случае стала бы открытой в корме (как у «Дракона»). Размеры рубки вряд ли стоит делать больше, чем это необходимо для размещения снаряжения и укрытия (сидя) от дождя одного-двух человек. Для ночлега кокпит может закрываться легким тентом.
Целесообразно сиденья в кокпите расположить возможно ниже — это существенно понизит центр тяжести яхты. Ведсь два человека весят столько же, сколько и вся яхта, что существенно сказывается на остойчивости судна.
Из всех видов туризма нас больше всего привлекают походы — обязательно под парусами — по озерам, изобилующим островами и протоками. Такие путешествия сочетают в себе элементы настоящего парусного плавания в сложных условиях, но без изнурительной монотонности дальних морских переходов, и все прелести обычного «лесного» туризма — непосредственное общение с природой, вечерние костры, ночевки в палатке и, конечно, рыбалку, грибы и ягоды. Мы уверены, что среди читателей сборника найдем немало единомышленников, с которыми было бы очень интересно обменяться опытом. Для начала расскажем о своем судне.
Идеальными местами для парусных походов являются система Вуоксы на Карельском перешейке и знаменитый Селигер. Да и вообще подходящих озер с большим количеством островов и слабым течением в нашем Союзе великое множество. Однако все они имеют, пожалуй, одно общее свойство: от того места, где вы живете, до них водой не добраться; если даже вы и живете на берегу такого озера, рано или поздно вам захочется побывать в других местах. Одним словом, вы обязательно столкнетесь с проблемой транспортировки судна к месту плавания.
Итак, первое требование к вашему паруснику, — возможность переноски его на руках и транспортировки багажом по железной дороге. Кстати, возможность переноски не раз сослужит вам неоценимую службу и во время похода! Однако прежде чем задать предельный вес судна, надо выяснить, сколько же человек будет его носить?
По нашему мнению, для подобных походов наиболее удобен экипаж из двух человек. Если ваша компания многочисленнее, лучше отправляться в путешествие на двух или трех судах: это намного веселее и, главное, безопаснее. Вы будете чувствовать себя гораздо увереннее, зная, что в трудную минуту на помощь всегда придут друзья.
Определив численность экипажа, можно уточнить и вес судна без съемных частей: не более 50 кг.
Прежде чем говорить о размерениях, уточним тип судна. Очевидно, это будет швертбот. Мы не рекомендуем пускаться в продолжительные походы на различного типа разборных или надувных лодках. Обычно все эти лодки менее надежны в эксплуатации. Парусные байдарки, по нашему мнению, просто опасны, особенно в неопытных руках. Надо учесть, что даже покрытые многочисленными островами озера имеют и обширные плесы, на которых порой дует крепкий ветер, бывает крутая и резкая волна. Из узких проток частенько «фукают» шквалы, по направлению совершенно не совпадающие с тем ветром, которым вы идете. Отсюда вывод: швертбот длиной не более 3 м (иначе он будет явно тяжелее 50 кг) должен иметь увеличенные ширину (около половины длины) и высоту борта при сравнительно небольшой площади парусности (не более 4 м2).
Ни один рулевой не поручится, что однажды, может быть, единственный раз в жизни, он не перевернется в самом неподходящем месте и без малейшей надежды на постороннюю помощь, а поэтому: ваш швертбот, а вернее парусный тузик, должен оставаться непотопляемым даже при полностью залитом корпусе.
Тузик должен хорошо ходить на веслах, а грести на нем должно быть удобно. Учитывая специфику озерного плавания, рекомендуем обратить особое внимание на возможность быстрого перехода с паруса на весла и обратно и даже одновременного движения на веслах и под парусом. Для того чтобы можно было разместить снаряжение и при этом поместиться самим, кокпит надо делать возможно больших размеров. Носовую часть тузика лучше закрыть палубой, чтобы иметь сухое во всякую погоду место для хранения хотя бы спальных мешков и одежды.
Основные данные тузика
Длина наибольшая, м | 2,80 |
Ширина наибольшая, м | 1,40 |
Высота борта, м | 0,45 |
Площадь паруса, м2 | 4,0 |
Вес при переноске, кг | около 50 |
Иногда, например при подходе к берегу, особенно на озерах с каменистыми берегами, желательно, чтобы один из членов экипажа мог стоять на носу тузика. Для того чтобы носовая часть обладала достаточной для этого плавучестью, мы применили широкий транцевый нос. Мы убедились, что, вопреки миению некоторой части любителей водного спорта, транцевая форма носовой оконечности скорости подобных судов нисколько не снижает, зато значительно улучшает всхожесть на волну и делает тузик более мореходным. Кроме того, при одинаковой длине тузик с транцевым носом значительно вместительнее, чем остроносый, что особенно важно.
Всем перечисленным выше требованиям удовлетворяет парусный тузик «Кузя», спроектированный и построенный нами в 1965 г. Тузик уже проверен в течение двух лет плаваний в Невской губе (в основном, в выходные дни) и в двух походах (во время отпусков) по Вуоксе. Последний из этих походов в сентябре 1966 г. проходил в очень трудных условиях — при сильном шквалистом ветре, часто с дождем, — но все равно доставил нам большое удовольствие. Наши надежды «Кузя» оправдал полностью. Это — надежное и мореходное двухместное суденышко с неплохими ходовыми качествами как под парусом, так и на веслах.
Корпус тузика имеет обводы «шарпи» с развертывающимися на плоскость поверхностями. На носовом транце и на шп. 1 следует предусмотреть небольшую выпуклость, окончательно определяемую при подгонке листов обшивки. Обшивка выполнена из 4-миллиметровой фанеры марки ФСФ. Всего на постройку тузика ушло четыре листа такой фанеры и один лист 8-миллиметровой фанеры пошел на транцы и банки. Поперечный набор состоит всего из трех шпангоутных рамок; размеры сосновых заготовок деталей 18X75 и 18X150. Продольный набор состоит из киля сечением 20 X80 и стрингеров 18X30 (все из сосны). Комингс кокпита вырезан из 6-миллиметровой фанеры; закругления комингса выклеены из пяти слоев фанеры толщиной 1 мм.
Мы склеили весь корпус эпоксидным клеем (можно применить и любой другой водостойкий клей) с запрессовкой стальными оцинкованными шурупами.
Полики нарезаны из дубовых реек 10X30 и отлакированы. Кормовой полик может устанавливаться на уровне банок; при этом образуется площадка длиной 1,7 м во всю ширину тузика, на которой можно лежать.
Особое внимание надо уделить тщательности сборки швертового колодца, так как течь в месте соединения колодца с килем — настоящий бич экипажей очень многих швертботов. На «Кузе» шверт (вырезан из 4-миллиметрового листа легкого сплава) неповоротный — «кинжального» типа. Такая конструкция значительно упрощает изготовление тузика и увеличивает емкость кокпита, но не очень удобна в эксплуатации, поскольку при ударе о препятствие тузик резко останавливается, а команда испытывает солидный толчок. Более удобен был бы поворотный шверт, но в поднятом положении он мешает сидеть гребцу.
Хочется отметить, что, вопреки распространенному мнению, изготовление корпуса тузика отнимает меньше времени и сил, чем изготовление деталей оборудования и вооружения, от качества которых во многом зависит удобство эксплуатации судна. При разработке конструкции деталей . вооружения следует обратить особое внимание на их надежность и возможность быстрого вооружения и разоружения тузика; это в будущем сбережет вам массу времени и нервов. Так, мы применили для крепления всех съемных деталей вооружения (руля, гика, гика-шкота) стандартные яхтенные пружинные карабины и очень довольны таким решением. Мачта на «Кузе» сосновая, клееная сечением 45X60; она не имеет стоячего такелажа и легко вынимается из гнезда даже вместе с парусом. Мачта состоит из двух частей, соединенных сплющенной металлической трубкой-муфтой; в разобранном виде она укладывается внутрь корпуса.
Парус крепится к мачте на ползунах, скользящих по рельсу. Такое крепление позволяет заранее подготовить парус к постановке и гарантирует от столь частых заеданий мокрого паруса в ликпазе.
Для обеспечения непотопляемости залитого водой тузика под продольными банками имеются воздушные емкости (могут быть применены блоки из пенопласта). В транце, у самого днища просверлено отверстие для слива воды; закрывать его можно обычной пробкой из полиэтилена.
В заключение несколько советов по организации и проведению похода на подобных судах.
1. Управление даже самым маленьким парусным судном является довольно сложным делом, требующим специального обучения и тренировки. Не отправляйтесь в поход, пока не убедитесь, что сможете справиться с вашим тузиком в действительно сложных условиях.
2. Никогда не рискуйте без крайней необходимости! Всегда следите за небом — не идет ли шквал? При шквале лучше всего заблаговременно убрать парус и мачту и взяться за весла.
3. На ходу всегда надевайте спасательные жилеты. В свежую погоду в них, кстати, теплее.
4. В походе постоянно следите по карте за Своим местом. На таком озере, каю Вуокса, даже получасовой перерыв в ведении прокладки может привзсти к полной потере ориентировки.
5. Перед походом составьте полный список снаряжения и запасов и сразу же вычеркните все лишнее. Помните о размерах своего судна!
6. Всегда имейте с собой небольшой запас сухих дров и бересты. Тогда вы сможете быстро разжечь костер даже под дождем. Помните, что толстые дрова горят лучше, чем тонкие ветки.
7. Снимаясь со стоянки, уничтожайте следы своего пребывания, помните, что каждому хочется открывать «новые земли» и каждому бывает обидно обнаружить на необитаемом острове консервные банки и обертки от плавленого сыра.
8. Никогда не забывайте, как следует затушить костер!