Основные данные
Длина наиб., мм | 2620 |
Ширина наибольшая, мм | 1312 |
Высота борта, мм | 400 |
Осадка швертом, мм | 900 |
Вес корпуса (фанера), кг | 35-40 |
Грузоподъемность, кг | 160-200 |
Парусное вооружение площадью, м2: | |
кэт бермудский | 4.65 |
от "Оптимиста" (шпринт.) | 3.70 |
Скорость с 2-х сильным ПМ, км/ч | 8 |
Эксплуатация допускается при высоте волны не более 0.3 м, скорости ветра до 6 м/с (3 балла) и удалении от берега до 500 м. |
Летом 1967 г. на базе шекснинского Детского оздоровительного центра (ДОЦ) "Кедр" удалось создать парусный кружок для отдыхающих там детей. Дело в том, что "Кедр" расположен на самом берегу Шекснинского водохранилища — в 10 км от Шексны и является во всех отношениях очень перспективным местом для развития детского паруса. Сначала с ребятами занимался парусом и греблей мой брат Николай, используя наш старый, отплававший девять навигаций швертбот. Затем я по чертежам Дмитрия Антоновича Курбатова, полученным в редакции "КиЯ", построил для "Кедра" парусный тузик-картоп 2600-П (вариант конструкции со стрингерами). Испытав его, могу уверенно сказать одно: это — отличная лодка!
С первого взгляда, может быть, она и уступает "фирменным" картопам и швертботам из-за внешней простоты линий корпуса и плоского днища на миделе. Но такое мнение ошибочно! Она бегает просто изумительно, легко управляется, идет "на своей волне" — так удачно спроектированы ее обводы.
Под парусом от виндсерфера она с равной нагрузкой легко обходит мой старый швертбот (длина — 3.2 м, парусность — 6.6 м2). Замечу, что виндсерферовский парус площадью 5.7 м2 я не считаю слишком большим. Лодка под ним остается и достаточно остойчивой, и легко управляемой. Во всяком случае моя супруга впервые в жизни одна села в эту лодку и смогла справляться с ней даже при ветре до 10-12 м/сек на порывах...
Мне приходилось ходить на "Оптимистах" и на "Кадетах", гонялся я и на "Лучах", но при управлении этой новой лодкой под большим парусом я получаю какие-то абсолютно новые ощущения. И это здорово! По мнению многих наших яхтсменов, "2600-П" со штатным вооружением "Оптимиста" превосходит его по многим показателям, а главное — ходит быстрее и управляется лучше.
После месяца довольно интенсивных испытаний мое мнение можно сформулировать так. Это судно подходит как для занятий с детьми или молодежью (при двух парусах), так и для семейного отдыха в выходные дни.
Я даже предлагаю создать на основе этого проекта новый (национальный?) класс гоночных швертботов.
Мои доводы "за":
- простота конструкции и отличные обводы, более современный вид;
- хорошие мореходность, ходкость, остойчивость, простота в управлении;
- есть возможность менять парусное вооружение (две лодки в одной); любой виндсерфист, построив или приобретя корпус тузика-картоп, получает новое гоночное парусное судно;
- это неплохой яхтенный тузик; во время походов я возил его на двух брусьях, выстреленных за корму бота "Орешек";
- это дешевое многоцелевое судно, подходящее как для сына-яхтсмена, так и для отца-рыбака или охотника, а это очень важно в наше время.
К сожалению, этот проект не имеет звучного названия. Предлагаем назвать новый класс швертботов — "ЧИЖ" (Чертеж Из Журнала) с парусом 5.7 м2 и "ЧИЖик" в детском варианте с парусом 3.7 м2. Эмблемой класса может быть буква Ж, так как она симметрична, что важно для прозрачных парусов.
В ближайшее время планируем постройку для "Кедра" целой флотилии "ЧИЖей", а также ледового буера и парусных саней. Появление зимних парусников вызвано тем, что руководство центра согласно развивать парус не только летом, но и круглый год.
А для местных ребят уже больше года существует пока еще неформальный яхт-клуб на базе упомянутого "Орешка"1. В июне ребята уже попробовали выступить на настоящем соревновании — Всероссийской детской парусной регате в Череповце. В августе три наших судна ходили на празднование 600-летия Кирилло-Белозерского монастыря. К сожалению, на просторах замечательного Сиверского озера кроме нас не было видно ни одного паруса!
Все новые и новые ребята и девчонки желают заниматься у нас парусным спортом. Как мне хорошо известно, появились желающие и в "сухопутной" Вологде, и в других населенных пунктах области. Поэтому мы приняли решение создать в Шексне Молодежный парусный центр как общественную организацию областного значения.
У нас под Шексной отличное место для развития водных видов спорта и туризма, и даже зимой есть возможность ходить на парусных лыжах и буерах. И что очень важно, парусные соревнования можно проводить буквально у "стен города", что обеспечивает зрелищность. Далеко не в каждом городе есть такая возможность!
Сейчас работаем над уставом, ищем помещение. пытаемся контактировать с другими молодежными организациями. Пытаемся договориться со средствами массовой информации, чтобы пресса и ТВ области почаще рассказывали про все. что касается паруса. Просто необходимо создавать общественное мнение, пропагандируя яхтинг, в первую очередь — детский. Иначе парус и впредь будет обречен на жалкое существование.
И уверен, что не за горами то время, когда мы проведем свою регату, где будут участвовать и "ЧИЖи", и "ЧИЖики", а призом будет бесплатная подписка на процветающий журнал "Катера и яхты"...
Примечания
1. Его чертежи предполагается опубликовать в одном из ближайших номеров "КиЯ".