В Сочи, в районе устья реки Бзугу, впадающей в Черное море, завершено строительство основного ядра учебно-тренировочной базы по парусному спорту Спорткомитета СССР. Создание этого нового учебного центра было предусмотрено соответствующими решениями, принятыми в связи с планом подготовки к парусной регате XXII Олимпийских игр 1980 г.
Сочинская база предназначена для проведения тренировок сборной команды страны. Сочетание таких благоприятных условий, как теплая зима, незамерзающее море, устойчивые ветры, безусловно, будет способствовать продлению сезона тренировок и тому, что эта база станет важным фактором повышения класса наших ведущих яхтсменов.
В комплекс сооружений входят прибрежный корпус и спортивная гавань.
Прибрежный корпус состоит из трех секторов различного назначения.
В трехэтажном секторе «А» располагаются основные помещения собственно яхт-клуба. Это кают-компания, тренерские комнаты, кабинеты дирекции, комнаты отдыха, душевые, бани. На крыше находится диспетчерский пункт с узлом радиосвязи, откуда можно будет наблюдать за соревнованиями, осуществлять общее руководство тренировками яхтсменов.
Двухэтажный сектор «Б» служит эллингом для хранения судов.
Подъем яхт и катеров на второй этаж и расстановка их на закрепленные штатные места осуществляются тельфером, передвигающимся вдоль здания по монорельсу. В этом же секторе расположены ремонтные мастерские с набором необходимого станочного оборудования.
Трехэтажный сектор «В» используется службами ОСВОД РСФСР, местной Морской школой ДОСААФ и городской спасательной станцией.
На первом этаже размещены эллинги для учебных и спасательных катеров, гараж, медпункт с декомпрессионной камерой, компрессорная для зарядки аквалангов спортсменов-подводников и другие службы.
На площадке перед зданием будут проводиться общие инструктажи, парады, церемонии вручения наград победителям соревнований.
Прибрежная часть комплекса базы оснащена колонками водопроводной воды, необходимой для мытья яхт и других подобных цепей. Сушка парусов производится в здании.
Подъем яхт и катеров из воды и спуск их на воду осуществляются судовым краном типа КЭГ8018 грузоподъемностью 8 т, изготовленным Ленинградским объединением «Пролетарский завод». Для подъема швертботов используется плавучий продольный слип.
С наружной стороны корневой части северного мола устроен специальный причал для виндсерферов.
Площадь акватории спортивной гавани составляет 10 600 м2. По ее периметру расположены причалы с отбойными и причальными устройствами. Причал южного мола, предназначенный для стоянки крейсерских яхт, оборудован бункеровочнымн колонками электропитания и питьевого водопровода.
Особые требования были предъявлены к оградительным — защитным сооружениям. При любых по мощности штормах необходимо было исключить переплеск волн, особенно опасный в условиях малой акватории. Полностью устранить эту опасность удалось благодаря устройству с морской стороны северного мола призмы из 13-тонных тетраподов, уложенных в определенном порядке.
Устойчивость тетраподов была проверена ка моделях в Сочинской волноисследовательской станции и в лаборатории волновых исследований МИСИ имени В. В. Куйбышева. Прошедшие в период строительства штормы подтвердили правильность выбора конструкции.
Конструкция молов предполагает возможность использования их под проезд специальных автомашин.
На головных секциях молов установлены портовые знаки. Для более четкой видимости знак северного мола поднят на постамент, а для обозначения контура сооружения на его парапете размещены сигнальные огни.
Учебно-тренировочная база запроектирована и построена за два с половиной года. Проектирование и авторский надзор на строительстве осуществлял коллектив института «Гипрокоммундортракс» МЖКХ РСФСР. В строительстве принимали участие две генподрядные организации. Все сооружения спортивной гавани выполнены Плавучим строительно-монтажным отрядом № 7 треста «Новороссийскморстрой». Прибрежный корпус возведен силами треста № 1 Главсочиспецстроя и Сочиотделстроя.
Первый тренировочный предолимпийский сбор команда яхтсменов провела на новой учебно-тренировочной базе еще в начале октября 1979 г.
В текущем году начнется строительство блока обслуживания, в состав которого войдут общежитие, столовая, спортивный зал и медчасть.