Семидесятичетырехлетний изобретатель роторного двигателя Феликс Ванкель, выступивший более восьми лет назад с идеей создания всепогодного скоростного катера-трансатлантика (см. сборник №27, 1970 г.), упорно идет к поставленной цели.
В прошлом году один из западногерманских авиационных заводов принял от известного конструктора заказ на изготовление необычного катера. Сигарообрезиый корпус в носу и корме опирается на поворотные гидролыжи, закрепленные на стойках. Гребной винт катера вращает 265-сильный роторный двигатель. Кокпит герметично закрывается сдвигающимся «фонарем», наподобие авиационного. Такая предосторожность вполне объяснима: «Я задался целью, говорит конструктор, — сделать скоростное судно, которое бы не шло по волнам — этим прыганьем я сыт по горло, а врезалось бы во встречную волну и вновь выходило из нее».
Судно должно постоянно чередовать три режима движения: глиссирование, водоизмещающий и полностью погруженный. Каждый из них характеризуется своими составляющими полного сопротивления, причем прирост сопротивления, например, при входе катера на полной скорости в волну и торможении (напомним, что вода по сравнению с воздухом имеет плотность в 820 раз выше!) может быть настолько велик, что пассажиры рискуют оборвать привязные ремни. Чтобы это не произошло, корпус должен иметь «стройность» иглы. А втиснуть в узкое пространство «Циша» — так назвал конструктор свое судно — четырехроторный двигатель и разместить пассажиров — задача не из легких: отношение длины к ширине, которую можно спокойно заменить диаметром, равно 7,14.
Не менее сложной проблемой является и обеспечение устойчивости движения: смертельную опасность для плохо стабилизированного судна представляет собой переход от глиссирования с большой скоростью к плаванию с осадкой. Не исключена и возможность появления кавитации; при проектировании следовало бы подумать о выборе такой формы корпуса, которая напоминала бы профиль суперкавитирующего винта, но тогда неизбежна вибрация острого носа катера...
Проблем, как отмечают зарубежные обозреватели, не меньше, чем при создании «Конкорда»!
Может ли это дорогое сооружение служить не только «средством развлечения», но и необходимым видом транспорта? Утвердительно на этот вопрос, к сожалению, пока ответить невозможно. Сам Феликс Ванкель настроен более оптимистично. Тем более, что проведенные на Боденском озере испытания метровой управляемой модели в восьмибалльный ветер дали обнадеживающие результаты.
Уверенно (на том же озере в начале года) ходила и другая его модель: четырехместный катер со 140-сильным двигателем Ванкеля глиссировал со скоростью 60 км/ч. Опорные поверхности в виде недлинных гидролыж помогали скользить по взволнованной поверхности без резких толчков и килевой качки, только особо крупные шквальные волны ненадолго закрывали судно.
Строящемуся натурному судну еще предстоит доказать свою жизнеспособность среди океанских волн. Скептики сомневаются в успехе, конструктор отвечает на их сомнения словами великого строителя пирамид фараонов Усетереса (2300 год до н. э.): «При любой работе пускают в ход языки, но сделает ее тот, кто приложит руки».