В марте 1975 г. в Ленинграде, в Апраксином дворе, был открыт первый в нашей стране специализированный магазин по продаже лодок, катеров, лодочных моторов и водно-туристского снаряжения. Учитывая, что опыт ленинградцев может быть интересен читателям и полезен работникам торговли в других городах страны, редакция попросила ответить на несколько вопросов директора этого магазина № 23 «Ленспортторга» Р. И. Шаркову.
— Раиса Ивановна, какова «география» ваших торговых связей? Откуда вы получаете товары?
— Снабжающая нас оптовая база «Роскультторга» получает товары с тридцати других оптовых баз. Так что мы продаем лодки и моторы, привезенные из Москвы, Казани, Куйбышева, Горького, Новосибирска, Комсомольска-на-Амуре... словом — со всех концов страны. Мы стараемся использовать полностью имеющуюся у нас возможность показать покупателям практически все, что предлагает промышленность. По сути дела наш главный зап — это постоянно действующая выставка. И мы не жалуемся на недостаток посетителей.
— Какими формами торговли пользуется магазин?
— Ну, конечно, прежде всего — традиционной. Понравившуюся лодку и пи мотор, образцы которых выставлены в торговых запах, покупатель оплачивает, а затем выбирает лично на нашем торговом складе. Может получиться и так, что выбранной покупателем модели в данный момент нет. Для удобства покупателей мы организовали прием заявок по выставленным образцам. Например, в октябре прошлого года в нашем первом — самом крупном торговом зале были выставлены образцы не только имеющихся на нашем складе прогулочных судов, но и осваиваемых заводами, либо моделей, которых тогда в Ленинграде в продаже не было. Это «Нептун-3», «Сарепта», «Москва-2», «Обь-М», «Казанка-5», яхта «Ассоль», дюралевые мотолодки — секционная «Романтика» и складная «Мечта».
Магазин принимает предварительные заявки на все типы лодок и моторов. Покупатели в порядке очередности предупреждаются о поступлении заказанного ими товара. Мы делаем все возможное, чтобы выполнить эти заказы как можно быстрее. Такая форма торговли создает максимальные удобства покупателям, позволяет поставщикам правильно планировать объем производства.
Катера и моторы продаются как за наличный расчет, так и в кредит с рассрочкой платежа до двух лет.
— Какие модели мотолодок пользовались в прошлом году наибольшим спросом? Как в целом идет реализация лодок и моторов?
— Вот данные по реализации мотолодок за 1976 г. (первая цифра) и 10 месяцев 1977 г. (вторая).
Продано лодок: типа «Казанка-М» и «Южанка» — 111 и 56; «МКМ» — 89 и 24; «Прогресс» — 200 и 127; «Прогреес-4» — 76 и 49*; «Прогресс-4Л» (с рубкой) — 31 и 20*; «Казанка-5» — 15 и 31*; «Казанка-2М» — 22 и 1 (поставка прекращена); «Обь-М» — 12 и 46*; «Ладога»— 34 и 41; «Днепр» — 150 и 150; «Крым» — 0 и 12; «Амур» (катер) — 6 и 6; «Москва-2» (с каютой) — 0 и 7*; «Сарепта» (новая лодка) — 0 и 3; «Нептун-3» (новая лодка) — 0 и 1. Звездочкой отмечены те модели, поступление которых в летние месяцы было недостаточным — меньше, чем мы требовали.
Можно сказать, что спрос возрастает на мотолодки, более комфортабельные и мореходные. Например, впервые поступившие в продажу новые мотолодки типа «Москва-2» с каютой (1850 руб.) были сразу же проданы. Это первая комфортабельная мотолодка, очень нужная покупателям, но нельзя не сказать, что большим недостатком является отсутствие необходимых для нее мощных двигателей. По-прежнему популярны дюралевые «Крым», «Казанка-5» (кстати, у меня своя лодка этой марки и я очень ею довольна), «Казанка-2М», которую преждевременно, на мой взгляд, сняли с производстве. Несколько утратили свои позиции «Прогрессы», значительно снизился спрос на «Южанки» и «МКМ».
Общая реализация лодок и катеров резко уменьшилась весной прошлого года в связи с проводимыми мерами по ограничению движения мотолодок по рекам и озерам области. Беда в том, что полной и четкой информации по этим ограничениям не было. Нам, работникам магазина, приходилось чуть ли не каждому покупателю объяснять, что далеко не все водоемы оказываются закрыты, но факт остается фактом: на продаже лодок это сказалось (в 1976 г. мы продали 746 моторок, за 10 месяцев прошлого года — 572). Для полноты картины упомяну, что все последние годы мы продаем по 6 мини-яхт «Ассоль» (на них у нас очередь). За последние 10 месяцев продано 69 пластмассовых гребных лодок «Пелла», 115 шпоновых «Форелей» (вот их мы могли бы продать и больше) и 20 «Березок».
Особая статья — подвесные моторы. За 10 месяцев мы продали их 1253 шт. «Рекорд» за «Вихрем-М» (410), неплохо идут «Нептун-23» (199) и «Москва-30» (151, из них модель «Э» — 71), хуже «Москва-25» (33) и «Привет-22» (25). «Ветерков» обеих моделей продано по 102 шт. Неплохо пошел электромотор «Снеток» (94). «Спутника» продано 117 шт.
Многие спрашивают: почему прекратили выпуск «Прибоя», незаменимого для небольших лодок и в качестве вспомогательного на мотолодках и яхтах! Кстати сказать, заявку на запчасти к «Прибою» на 1977 г. база приняла, но мы их так и не получили. Ульяновский моторный завод ни разу не поставлял нам подшипники для «Ветерков». То же можно сказать и об изготовителях «Вихрей»: ни упорных, ни шариковых подшипников, ни прерывателей, ни конденсаторов не поставляют. А где же их будут приобретать тысячи владельцев моторов! Очень мало дают нам запчастей для «Нептуна-23» и недостаточно для «Вихря». Данные опроса, который мы проводили, показывают, что 80% покупателей отдела запчастей являются иногородними. Магазин наш специализированный, так что фонды на запчасти надо увеличивать с учетом того, что мы снабжаем не только ленинградцев!
— Какие мероприятия проводятся магазином с учетом интересов покупателей?
— Главное — это объективная информация. Периодически устраиваем специализированные выставки-продажи. Например, мы предоставили свой торговый зал продукции Ярославского объединения «Резинотехника». В июне прошлого года на выставке-продаже лодок и катеров мы проводили анкетирование: просили читателей высказывать претензии к заводам-изготовителям, пожелания по совершенствованию продукции. Посетитель магазина может высказаться и по поводу будущей продукции, только подготавливаемой предприятиями. Например, около полугода в магазине стоял опытный образец перспективной модели — стеклопластиковой мотолодки «Афалина». Свои впечатления все желающие могли заносить в «Книгу отзывов», которая потом была вручена конструкторам лодки. Собирались отзывы покупателей на новую «Мапютку-2» и т. п. Стендовую выставку макетов прогулочных судов будущего провел у нас ЦНИИ им. акад. Крылова. Вот только сегодня мы выставили образец подвесного паруса. Посмотрим, какой будет реакция посетителей магазина, соберем заявки, а уже после этого будем делать заказ тюменской базе.
— Может ли покупатель сделать покупку с доставкой на дом?
— Да. Заключен договор с Лентрансагентством на доставку крупногабаритных товаров непосредственно со склада покупателю. Многие гости нашего города хотели бы приобрести у нас ту или иную лодку и сразу же оформить ее отправку домой, но, к сожалению, мы вынуждены их огорчать: железная дорога не принимает у нас лодки и катере. Очень бы хотелось и этот вопрос решить в пользу покупателей.
— Появятся ли в будущем другие специализированные магазины?
— Хотя в 1976 г. мы открыли еще один зап площадью 300 м2 по продаже запчастей и сопутствующих товаров для водного туризма, общая площадь магазина для торговли такими крупными товарами, как прогулочные суда, недостаточна. Сказывается отсутствие хорошего складского помещения и средств механизации погрузочно-разгрузочных работ. Сейчас Ленспортторг готовит свои предложения по проектированию нового большого специализированного магазина со всеми удобствами не только для покупателей, но и для продавцов. Расходы на оборудование такого магазина, безусловно, окупятся.
Перед нами, торговыми работниками, стоит задача — полнее, лучше удовлетворять потребности советских людей. Коллектив магазина № 23 депает и будет делать все возможное, чтобы выполнить эту задачу!