Паруса и прогресс — под таким названием в, Киеве в конце сентября 1977 г. был проведен очередной V научно-технический семинар, в работе которого приняли участие ученые, инженеры, представители ПКБ ММФ СССР и Главречфлота УССР, ведущие яхтсмены и представители федераций парусного спорта из 12 городов страны, студенты ряда вузов. Семинар был организован по инициативе Киевского городского Правления НТО им. акад. А. Н. Крылова Киевским институтом инженеров гражданской авиации, Институтом гидромеханики АН УССР совместно с республиканским Домом экономической и научно-технической пропаганды общества «Знание».
Основная цель семинара — стимулировать строительство современных парусных судов на базе достижений гидродинамики и аэродинамики и судостроения в целом; создать основу для методического обобщения имеющихся материалов по расчету и проектированию парусных судов; выявить актуальные задачи в области постройки больших парусных судов, крейсерских яхт, многокорпусных судов и яхт олимпийских классов.
На пленарном заседании и двух секциях было заслушано 35 докладов, проведены диспуты на темы «Проблемы строительства больших парусных судов» и «Приборы для определения гидроаэродинамических характеристик парусных судов».
В докладе, подготовленном д. т. н. В. А. Касьяновыми к. т. н. Е. П. Ударцевым, были обобщены методические основы анализа гидроаэродинамического комплекса яхт, рассмотрены различные модели парусного вооружения и подводной части судов, поставлена задача о работе гидроаэродинамического комплекса с учетом крена, дрейфа и особенностей кривой буксировочного сопротивления корпуса. Авторы привели оценку различных факторов, влияющих на характеристики комплекса парус — корпус, предложили обобщенную диаграмму ходкости парусного судна, некоторые современные решения парусного Вооружения и подводной 4MtH для больших парусников И яхт.
Задачам создания использующих энергию ветра перспективных типов судов для научных, учебных и туристских целей был посвящен доклад д. т. н. Ю. С, Крючкова «Концепция транспортного парусного судна». В качестве примера автор привел технико-экономические обоснования туристского парусного судна для Черного моря.
На пленарном заседании с докладом «Опыт гонок и техника олимпийского парусного спорта» выступил олимпийский чемпион В. Г. Манкин. Он обратил внимание на необходимость более полного анализа ходовых качеств яхт олимпийских классов, рассказал о задачах, с которыми ему пришлось столкнуться в процессе многих международных соревнований.
В докладе Ю. В. Пильчина и С. В. Елистратове, посвященном состоянию и перспективам развития яхт олимпийских классов, ставилась задача их натурных испытаний.
Группа студенческого СКВ ЛКИ, руководимая С. А. Стружилиным, представила 8 докладов по вопросам проведения натурных и модельных гидроаэродинамических экспериментов. Студентами получены интересные результаты в области исследования яхт «четвертьтонного» класса в бассейне и в аэродинамической трубе. С интересом были встречены проект универсальной спортивно-туристской яхты, разработанный В. В. Шандоровым и Ю. А. Ситниковым, и сообщение А. Р. Бесядовского о результатах работ по раскрою Парусов с помощью ЭЦВМ.
Доклады группы ЛКИ о приборах для вождения и исследования ходовых качеств яхт, подготовленные А. А. Оскольским, А. Р. Бесядовскими К. А. Капшуновым и сопровождавшиеся демонстрацией Изготовленных образцов, вызвали общее одобрение. Результаты этих работ рекомендованы к широкому внедрению.
Исследования Д. Е. Дроботковского посвящены поискам метода определения лавировочных качеств яхт не тренировках и соревнованиях, Н. А. Ларина и В. В. Назаренко — вопросам определения характеристик гибкости мачт класса «Финн».
Проблемам создания больших парусных судов были посвящены доклады Ю. С. Крючкова, A. А. Оскольского, П. Г. Авраменко, Е. П. Ударцева, И. Е. Перестюка. В диспуте по этому вопросу приняли участие представители ПКБ ММФ и Главречфлота. Семинар принял рекомендацию создать на базе НТО им. акад. А. Н. Крылова постоянно действующий Совет по координации работ в области исследования, проектирования и эксплуатации парусных судов, который должен стимулировать проведение комплексных работ в этой области. Инициативным группам ЛКИ, НКИ и КИИГА рекомендовано продолжить работы по обобщению результатов исследований парусных Судов с целью создания методики расчета ходкости яхт.
На конференции были представлены сообщения о новых проектах крейсерских яхт (в основном из легких сплавов), созданных в Ленинграде, Николаеве и Киеве.
Ю. Г. Житков, А. А. Брант, B. К. Бажанов ознакомили участников семинара с организацией и принципиальной технологией крупносерийной постройки судов из стеклопластика на поточных линиях.
Ежегодные совещания по парусным судам, ставшие уже традиционными, являются важным научным и учебно-методическим мероприятием.