А. И. Кабанов — начальник отдела спорттоваров Горьковской базы «Росскультторга»:
— Наша Горьковская область изобилует районами для отдыха на воде. В погожие выходные дни горьковчане массами тянутся к воде, стремятся уйти подальше от города, ближе к глухим уголкам. Уходят на своих моторках с друзьями, всей семьей, километров за 60—70, а то и все 100.
Какие суда предпочитают горьковчане? Конечно, для походов по Оке и Волге нужны надежные и вместительные суда. Важно, чтобы они были недорогими. У нас охотно покупают «Прогрессы-2» и «Крым», затем «Казанки-5», «Обь-М», «Днепр». На следующий год база закупила примерно 800 лодок из алюминиевых сплавов. Причем только 40—50 штук из них повышенной стоимости, т. е. «Сарепта» и «Прогресс-4».
Популярны, кстати сказать, те мотолодки, которые любители могут на свой вкус и лад превратить в небольшие катерочки, пригодные для относительно (и действительно) дальних плаваний. За основу для таких переделок чаще всего и берут «Прогресс-2», «Казанку-5», «Крым». Получается и дешевле, а чаще всего и лучше, чем «Прогресс-4» или «Крым-3» с готовыми рубками!
Вряд ли найдет большой спрос «Нептун-3» с его высокой ценой. Два «Нептуна-2» мы не можем реализовать уже третий год, не берут даже организации.
Хороший спрос у нас на шпоновые лодки.
Потребность будущего года мы определили в 1200 штук, а сумели получить всего 700.
З. И. Кутырева — начальник отдела Новосибирской базы «Роскультгорга»:
— У нас в Сибири рыбаки, охотники, туристы и просто любители отдохнуть на воде покупают «Прогрессы» и «Казанки» новых моделей, «Амуры», «Крымы», «Москву-2», складные и шпоновые лодки. В наших условиях нужны особенно надежные, крепкие и удобные суда с рубками. Большое количество удачных переделок развило вкус у потребителей и, я думаю, достаточно полно выявило, какой тип судна нам нужен. К сожалению, промышленность не удовлетворяет запросов покупателей. Например, нет катеров с двигателями малой мощности, недостаточно выпускается прогулочных яхточек типа «Ассоль».
Старые же модели мотолодок стали оседать на складах. Какие именно? Те же старые «Прогрессы».
Я считаю, что водный туризм в наших краях всячески надо развивать, делать доступнее. Мотолодки и катера должны отвечать требованиям наших покупателей.
Как мы относимся к стеклопластику? Цены высоковаты. Вряд ли будет большой спрос и на «Крым-3»...
В. В. Бабич — генеральный директор украинского «Спортторга»: ответить на вопросы относительно спроса и сбыта в республике маломерных судов отказался, считая, очевидно, что в УССР все любители водного туризма и спорта полностью обеспечены всем необходимым.
А. И. Спесивцев — главный товаровед Московской базы спорттоваров «Роскультторга»:
— Мы обслуживаем всю Московскую, а также Калужскую и Калининскую области с весьма обширными и разнообразными районами прогулочных и туристских плаваний, а значит и разнообразными запросами потребителей. Каким моделям у нас отдают предпочтение?
За последние три — пять лет устойчивым спросом пользуются те же сравнительно дешевые и хорошо зарекомендовавшие себя модификации «Казанок» и «Прогрессов», мотолодка «Крым», а также шпоновые, разборные лодки, байдарки. Суда из стеклопластика продаются единицами.
Покупатели недовольны недостаточной комфортабельностью, качеством изготовления и отделки, скажем — того же «Крыма». Спрос на «Прогрессы-4» падает. Людям нужны другие суда, а то, что они приобретают, — они неизменно перестраивают и совершенствуют. Взгляните на «Крым-3» и «Прогресс-4». Промышленные образцы, а впечатление такое, что прилепил на них рубки кустарь без вкуса и выдумки. Не хотят люди покупать такие изделия.
Горожане начинают проявлять все больший интерес к парусным судам, а их, кроме «Ассоли», нет. Нет «Мев», нет байдарок с парусами.
В. А. Федоров — главный специалист «Главкультбытторга» Министерства торговли СССР:
— Действительно, часть выпускаемых моделей не пользуется спросом именно из-за несоответствия цен и того уровня комфорта, который предлагается покупателям. Зачастую они предпочитают самостоятельно дооборудовать или переоборудовать корпуса, нежели покупать дорогие и несовершенные суда.
Головная организация в системе проектирования и производства малых судов для продажи населению — ЦКБ «Нептун», очевидно, недостаточно стремится удовлетворить разнообразные вкусы и запросы. Большинство моторных каютных и открытых моторных лодок шиты, как говорится, на одну колодку. Все они имеют примерно одинаковые размерения, равноценны по комфортабельности и ходовым качествам. Отличия, скорее, конструктивные, а не эксплуатационные.
Складывается впечатление, что изготовители работают на того водномоторника, которому нужны внешний эффект, максимум скорости и минимум удобств. Словно интересы и жизнь судоводителей-любителей всюду ограничены условиями Клязьминского водохранилища, где работники ЦКБ испытывают лодки! А ведь нет, пожалуй, такого владельца мотолодки, который, потолкавшись на акватории у своей стоянки год-другой, не устремился бы подальше, не начал осваивать все более дальние маршруты. А для этого нужны хорошо оборудованные, приспособленные к жизни на них суденышки, рассчитанные на разное количество членов экипажа, на разные условия плавания и т. д. и т. п.
Пора бы ЦКБ — законодателю мод маломерного судостроения подумать о разнообразии в общем ряду таких судов.