На фотографии — катер «Норильчонок», построенный по чертежам «Кальмара» (см. сборники №13, №21 и «15 проектов судов для любительской постройки»).
Хочется поблагодарить В. И. Васильева за этот проект. На катере я плавал две навигации по Амуру, прошел около 500 км по Енисею. «Норильчонок» полностью оправдал надежды, лучшего катера я не желаю.
Построил я его своими руками, как говорится, от киля до клотика. Материал корпуса — стеклопластик и пенопласт; палуба и рубка изготовлены из водостойкой фанеры ФСФ, сверху конструкция оклеена стекло-сеткой. Изнутри палуба и рубка изолированы слоем пенопласта ПХВ-1 толщиной 15 мм и оклеены стекло-сеткой. Весь набор корпуса сделан тоже из реек пенопласта сечением 25X25, по спирали оклеенных лентой стеклосетки. Скуловой и привальный брус выклеены из сосновых реек, киль — наборный из дуба. Средний слой обшивки — пенопласт ПХВ-1 толщиной 15—18 мм, оклеенный стеклотканью снаружи и изнутри.
Длину катера я увеличил до 8 м (против 6,5 по проекту) при неизменной ширине 2,10; высота борта увеличена на 100 мм. Винт на половину диаметра утоплен в тоннеле днища, небольшой киль-стабилизатор выступает под днищем на 0,18 м у начала тоннеля. При посадке на мель под винтом остается 100—150 мм воды, так что мели моему катеру практически не страшны. Я их прохожу или на самом полном ходу или на самом малом.
Выходил на катере в Татарский пролив, не раз ходил до Комсомольска. Мореходность у него замечательная. В любую погоду я выхожу на Амур и чувствую себя в полной уверенности, что катер не подведет. Единственный недостаток — плохо слушается руля, когда идешь с попутной волной.
На «Норильчонке» установлен двигатель «М-21». Скорость составляет 28—30 км/ч; при волне высотой около 1 м катер легко обгоняет все лодки с подвесными моторами. В прошлом году в качестве запасного установил дополнительно «Луч-18» с водометным движителем рядом с основным двигателем. Водозаборник водомета на ходу под основным двигателем закрывается заслонкой для уменьшения сопротивления воды.