Редакция обратилась с таким вопросом к неоднократному чемпиону страны во многих классах спортивных судов м. с. В. В. Вейнбергу, ныне занимающемуся тренерской работой в ленинградском яхт-клубе № 55.
Читателям журнала В. В. Вейнберг известен как автор ряда публикаций по вопросам техники судостроения и водно-моторного спорта. Он одни из первых в стране всерьез обратился к проектированию судов с тримаранными и глубоко-килеватыми обводами, к решению проблем, связанных с подводными крыльями на прогулочных мотолодках, с расчетом и изготовлением гребных винтов для судов спортивных классов.
На вопрос, что вам больше всего нравится в водно-моторном спорте, Виктор Всеволодович ответил: «Мне нравится находить интересные технические задачи и решать их».
Вопрос: Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» нацеливает на расширение спортивных рядов и нашего водно-моторного спорта, однако в последние годы соревнования на гоночных трассах собирают все меньше и меньше участников. В чем, по вашему мнению, кроется причина этого? Как возродить интерес к этому виду спорта конкретно у нас в Ленинграде?
— Уменьшение числа культивируемых у нас в стране классов спортивных и гоночных моторных судов отразилось и на числе гонщиков в командах, а это, естественно, уменьшило общее количество участников в крупных соревнованиях с ограниченным представительством.
С другой стороны, это положение полностью исправляется за счет увеличения числа всесоюзных соревнований за сезон, по сравнению с 60-70-ми годами, и количества команд, принимающих участие в борьбе за награды.
Снижение активности спортсменов на соревнованиях, не имеющих ограничений по числу участников, объясняется более серьезной причиной — переходом ВМС в совершенно определенное новое качественное состояние.
Проследим развитие ВМС за последние 20 лет. Отвлекаясь от результативности, можно характеризовать его как постепенный переход от «старой» психологии — выступать даже на устаревшей серийной технике (лишь бы не сломалась до финиша!) к «новой» — бороться за победу, выступая на технике, в которой заключены новые идеи и последние достижения науки.
Период 70-80 гг. Успехи научного подхода к спортивной технике не замедлили сказаться. Было наглядно показано: чтобы быть впереди, надо учиться. Все, даже самые опытные гонщики, пришли к выводу: без использования научных данных невозможны высокие технические результаты. И этот правильный вывод привел к характерному явлению: из спорта стали уходить люди, которые решили для себя, что они не смогут по тем или иным причинам освоить эту науку. Одни считали, что им уже поздно учиться, другие просто испугались, считая себя неспособными; некоторые, понимая, что учеба потребует дополнительных затрат времени, которого и без того не хватает, отказались вообще от занятий спортом.
В то же время к спорту потянулась молодежь. Безусловно, достаточно сильным толчком для этого послужило и решение об организации юношеского спорта у нас в стране. Молодежь привыкла учиться, она знала, что если овладевать знаниями регулярно и с желанием, то никакие вершины науки не устоят.
Материально-техническое снабжение в ВМС за этот период существенно улучшилось. Дождались подарков спортсмены и от нашей промышленности. Новые Правила 1970 г. разрешали использование только серийных двигателей. Стимулировали новые Правила и «научный подход» к спортивной технике, резко ограничив общий объем переделки двигателей при их форсировке. Но сняв ограничения по обводам корпуса, Правила заставили спортсменов искать совершенно новые технические направления для достижения высоких скоростей, основанные на успехах современной науки и техники.
Следствием вовлечения в оборот новых идей явилась необходимость более частой замены техники, что в свою очередь требует повышения трудозатрат. Увеличение объема работ по подготовке материальной части оказывается под силу только самым упорным и трудолюбивым и, конечно, сокращает количество людей, занимающихся ВМС, и увеличивает время, необходимое для серьезной подготовки техники к соревнованиям.
Плохо ли это? Как показывают спортивные результаты, спорт от этого выиграл.
Безусловно, социальная сторона проблемы гораздо сложнее.
С моей точки зрения, только благодаря повышению серьезности занятий спортом в клубах исчезло «увлечение алкоголем» — на это просто не хватает времени. Юноши, приходя в спорт, быстро приобретают профессиональные производственные навыки, становятся высококвалифицированными рабочими. Постоянная связь спортивной работы с теоретическим обучением, тесная зависимость спортивных результатов от новых идей и предложений и, конечно, внедрения их в жизнь учат ребят творческому подходу к любой работе. Снижение же массовости — это скорее доказательство того, что мы не умеем организовать спортивную работу, привлекать более широкие массы людей в клубы, сделать занятия ВМС более разносторонними и доступными.
Мне кажется, что эта проблема тесно связана и со второй частью заданного вопроса: «Как возродить интерес к ВМС?»
В первую очередь интерес воспитывается в массах соответствующей пропагандистской работой. Качество и эффективность этой работы полностью зависят от администрации, от самих руководителей спортивных коллективов. К сожалению, при существующей организации спортивной работы администрацию интересуют только отчетные показатели каждого вида спорта: олимпийский ли это вид, количество зачетных очков, которые он приносит в общем зачете спортивной работы, финансовые затраты и организационные трудности. Все остальное автоматически становится только делом личной инициативы и энтузиазма спортсменов и тренеров.
Как такое положение отражается на отношении к спорту, можно наглядно проследить на таком примере. Многие руководители спортивных коллективов уже прямо заявляют тренерам водномоторников в ответ на их просьбы о помощи, что они очень внимательно прочитали Постановление ЦК КПСС и СМ СССР и не нашли там указаний о дальнейшем развитии именно водно-моторного спорта, а значит, эти вопросы неактуальны. А разве для нас новость, что в период 1978—1980 гг. отдельные руководители открыто заявляли, что водно-моторный спорт не олимпийский вид и заниматься им некогда? У многих из нас сложилось мнение, что, говоря так, они мечтали: три года, на которые будет брошен на произвол судьбы ВМС, вполне достаточный срок, чтобы он сам зачах и погиб.
Именно такой «энтузиазм» администрации и не способствует усилению пропагандистской работы и росту интереса к нашему спорту.
Не помогает делу и то, что в большинстве случаев слаба и спортивно-техническая подготовка администрации, занимающейся ВМС. Туда приходят люди, фамилии которых никогда не значились в протоколах соревнований, которые очень далеки от конкретных спортивно-технических задач, стоящих перед спортом в данный момент, и которые зачастую просто не видят путей развития интереса к ВМС.
Другой проблемой, от решения которой во многом зависит повышение интереса к спорту, т. е. рост числа занимающихся, является техническая помощь спортсменам.
С целью централизации усилий по созданию высококлассной продукции в системе ДОСААФ в 1971 г. была создана головная организация по водно-моторной спортивной технике — ЦКТБ ДОСААФ, а также мощное ПТО «Патриот», на котором был налажен серийный выпуск спортивных судов всех классов. Это мероприятие, безусловно, послужило мощным толчком для развития ВМС, особенно в периферийных районах страны, где ранее этот вид спорта вообще не существовал. Однако сейчас, когда клубы вполне обеспечены техникой, по-моему, намечается серьезный конфликт между промышленным производством и потребностями клубов. Все спортсмены, что закономерно, хотят добиваться самых высоких результатов, поэтому от промышленности требуется выпуск продукции на совершенно ином техническом уровне. Судно, спроектированное ПТО «Патриот», должно хотя бы в течение двух-трех лет оставаться лучшим по техническим показателям судном на гоночных трассах.
Мало внимания уделяется у нас выпуску сопутствующих и комплектующих товаров для ВМС. Ведь нельзя мириться с тем, что многие клубы приобретают спортивное судно только ради двигателя, который будет с него снят и установлен на «ультрасовременный» перспективный самодельный корпус, или, получив новую красавицу-мотолодку, спортсмен тут же меняет на ней палубу, полностью вырезает транец и т. п., оставляя от готовой серийной лодки борта и сиденье.
Вопрос: Как привлекается молодежь к занятиям ВМС, как организована тренерская работа с подготовкой детского и юношеского резерва, какое участие в этом принимают ведущие спортсмены клуба, какие препятствия стоят на этом пути?
— В общем на все подвопросы этого пункта я отвечу: плохо или нет, кроме, конечно, ответа на последний вопрос. И вина в этом как старших спортсменов, так и тренеров, которые не планируют или плохо планируют учебно-воспитательную работу среди детей и юношей, далеко не полностью используя даже имеющиеся возможности.
Вопрос: Какова техническая база вашего клуба, приспособлено ли его помещение для работы по подготовке техники к гонкам и к теоретическим занятиям, какую помощь в клубной работе оказывают шефские организации?
— Вопрос касается конкретной обстановки для занятий ВМС в ленинградском яхт-клубе № 55.
ВМС в яхт-клубе культивируется в водно-моторной секции. Конечно, площади помещений мастерской (около 60 м2), эллинга (неотапливаемое помещение около 150 м2) и количество механического оборудования далеко недостаточны даже для удовлетворительной оценки, однако в таком же (а может быть, и в более плохом положении) находятся и другие секции нашего клуба и другие водно-моторные секции в городе. Как показывает опыт нашей работы, при таком положении особое значение приобретает строгое планирование и организация работ в мастерской.
По-моему, несколько лучше, чем в некоторых других городских водно-моторных секциях, в нашем клубе — благодаря усилиям тренера и помощи руководства клуба — обстоит дело с приобретением материальной части. Ежегодно полностью удовлетворяется потребность секции в спортивных судах и моторах. Хуже обстоит дело со снабжением материалами, необходимыми для ремонта и постройки спортивных судов.
Для проведения теоретических занятий есть удобные помещения.
Вопрос: Какие соревнования вы считаете необходимыми для роста спортивного мастерства и какие в календарном сезоне могли бы быть необязательными?
— Ленинградский календарь составлен достаточно удачно. Однако, наверное, было бы целесообразно ввести два-три классификационных соревнования для водномоторников, не вошедших в сборные команды города или клубов. Проводить их надо в тот период, когда ведущие спортсмены-водномоторники находятся на всесоюзных соревнованиях. Конечно, это потребует дополнительных усилий, но польза будет совершенно определенная.
Вопрос: Какие шаги вы считаете необходимым сделать для укрепления тренерских кадров?
— С одной стороны, вопрос о тренерских кадрах звучит слишком категорично. Хорошо зная всех ленинградских тренеров, можно сказать, что ни один из них не является идеалом, но можно ли ставить так вопрос? Тренер в настоящее время должен быть:
- энтузиастом ВМС (этому требованию отвечают все ленинградские тренеры);
- хорошим организатором и организованным человеком (это требование для некоторых оказывается чрезмерным);
- знать спортивно-технические особенности ВМС, а еще лучше, иметь свое собственное мнение о направлениях развития ВМС и, в частности, у себя в секции.
Последнее положение обязательно должно сочетаться с честным самокритичным подходом к своей работе. По-моему, тренер должен считать неудачное выступление команды в соревнованиях, плохую работу секции, столкновения в коллективе — ошибками в своей работе, в направлении, которое он принял для себя. И наверное, контролируя и оценивая тренера, администрация должна учитывать самокритичность и отношение к своей работе как одно из основных его качеств,
Требовать сейчас от тренеров специальных знаний, а не взглядов и мнений по вопросам водно-моторной техники и морально-волевой подготовки водномоторников — преждевременно. Для этого нет объективных условий.
Особое место в работе тренера и в оценке его работы должна занимать воспитательная работа с детьми. Тренер должен приучить ребят к строжайшей спортивной и трудовой дисциплине — основам экономии трудовых и материальных затрат и, конечно, безопасности занятий ВМС; организовать процесс обучения начинающих теории и практике ВМС.
Одной из эффективных форм обучения детей, по-моему, может стать бригадная форма. Начинающие совместно, без разделения обязанностей, под прямым руководством тренера готовят одно судно. При этом обучающиеся совместно изучают материальную часть и приемы работы, в их характере укрепляется коллективизм. На этом судне вся группа проходит тренировочный курс обучения.
Наиболее сложным моментом при такой форме обучения является выступление на соревнованиях. Кому доверить технику — результат коллективного труда? С самого начала ребята должны знать, что только самому достойному будет доверена техника и он будет отвечать за результат своего выступления перед коллективом, отдавшим силы при подготовке техники и «болевшим» за него на берегу.
Ставить вопрос о специальном подборе детей в спортивные секции при их существующих мощностях совершенно неоправданно. При хорошей интересной работе с детьми количество желающих, как правило, превосходит материальные возможности секции и прием детей приходится даже ограничивать.
Вопрос: В каких учебниках, методической и научно-популярной литературе испытывает потребность ваш клуб?
— К сожалению, в настоящее время нет специальной литературы по ВМС, отвечающей современным требованиям. Даже книга о водномоторном спорте, готовящаяся к выпуску в издательстве ДОСААФ, во многом уже отстала от современности.
Ведущие спортсмены в основном должны пользоваться специальной литературой. Конечно, в Ленинграде жаловаться на трудности в получении литературы такого плана не приходится. Однако глубоко изучать огромную массу информации совершенно не под силу спортсмену. Поэтому одним из аспектов деятельности тренера обязательно должна быть организация серьезной информационной работы. В оптимальном варианте это сбор, обработка и предложения по использованию спортсменами обнаруженных новинок в спорте и смежных областях науки и техники.
Вопрос: Что необходимо предпринять, чтобы ленинградские водномоторники смогли вернуть утраченные позиции?
— Этот вопрос носит достаточно «провокационный» характер. В честном спорте побеждает сильнейший. Конечно, можно рассуждать и так: чтобы ленинградские водномоторники вернули утраченные позиции, надо создать объективные условия для этого. Какие же это условия? Лучшее, чем у других, материально-техническое обеспечение, отношение к ВМС со стороны администрации и руководства. И еще много «лучшего».
Честно это? Правильно ли так выделять ленинградских спортсменов, создавать им тепличные условия?
По-моему, правильнее не создавать лучшие условия для отдельных коллективов и даже (как это иногда происходит) для единиц, а сознательно улучшать условия для занятий ВМС в целом по стране.
Успехи ленинградских водномоторников всегда были обусловлены вполне объективными причинами. Со временем благоприятные условия появились и в других городах и республиках. Конечно же, как спортсмен-ленинградец я горячо болею за успехи ленинградского спорта. Мне кажется, что у нас в городе есть еще достаточно неиспользованных резервов для развития спорта, для достижения высоких спортивных результатов.
Ленинград, в отличие от других городов, является крупнейшим научным центром страны и, как никакой другой город, тесно связан с судостроением. Кроме того, в Ленинграде находится головная организация по спортивному судостроению — ЦКТБ ДОСААФ, организация, прямо заинтересованная в развитии техники ВМС. Именно эту особенность следует использовать для развития ленинградского спорта.
Хочу предложить один из вариантов общей программы использования этого объективного фактора.
Необходимо всемерно расширять творческую связь водномоторников с организациями, занятыми разработкой проблем, которые могут быть использованы для водно-моторного спорта.
При этом подразумевается, что эти энтузиасты, занимающиеся опытными работами, были бы полноправными членами спортивных коллективов, а их работа обязательно входила в планы работы секций и клубов и была тесно связана с задачами, стоящими перед ведущими спортсменами.
Крайне целесообразно привлечь водномоторников-любителей к спортивной работе и работе над опытными образцами. Это можно сделать, с одной стороны, организуя регулярные спортивные соревнования на прогулочных судах, с другой, — оказывая посильную материально-техническую помощь и сделав эту группу водномоторников равноправными членами спортивного коллектива.
Проведение таких экспериментальных работ потребует и соответствующей организации работы со всеми вытекающими последствиями. Очень возможно, что для клубов такие работы могут оказаться непосильными. В таких условиях представляется целесообразным объединение усилий всех клубов специальным координационным органом в рамках Ленинградской федерации, который бы организационно возглавил эти совместные работы, планировал и организовывал оказание помощи рабочим группам, привлекал к творческому содружеству научные организации города.
Работа координационного органа должна быть согласована с работами ЦКТБ ДОСААФ. В какой-то степени ленинградская спортивная арена может превратиться в испытательный полигон новой спортивной техники. Например, у клуба № 55 заключен договор с ЦКТБ ДОСААФ о содружестве. И такое содружество дает конкретные результаты: построено уже три корпуса, на которых м. с. м. к. А. Берницын становился чемпионом и страны, и Европы.
Надо организовать в городском масштабе регулярные занятия (семинары) по актуальным проблемам ВМС. Усилить работу по его пропаганде.
В Ленинграде, как ни в одном городе, существует большое количество спортивных коллективов. Объединив и направив их усилия для достижения одной цели, безусловно, можно поднять технические результаты при выступлениях команды города. Был период, когда именно так и было организовано формирование сборной команды города. Конечно, эту задачу может и должна взять на себя федерация ВМС Ленинграда.