На этот раз мы отправились бороздить бескрайние водные просторы родной страны на лодках фирмы "Korsar" в Ладожские шхеры, что находятся на севере самого большого озера Европы. В Приозерске собрали лодки "Admiral 550" и "Combat 380", достав их в сложенном виде из сумок. Поставили моторы в 30 и 15 л.с. соответственно, поверх груза — надувные кровати, чтобы комфортнее себя чувствовать. В лодке "Admiral" расположились вчетвером, плюс бензин, снаряжение и прочее барахло. "Combat" взял двоих, бензин и снаряжение. Двадцатикилометровый путь преодолели по метровой волне за 40 минут и вошли по GPS-навигатору в "кочергу" — четырехкилометровый проход между скал, по форме соответствующий своему названию. На карте это место называется залив Иятьярви. Вход узкий, шириной всего метров 20, совершенно не виден с воды. В этих местах когда-то проходила знаменитая Линия Маннергейма — система военных финских укреплений, которая блокировала Ленинград с севера во время Великой Отечественной войны.
Неслись по водной глади, поражаясь первозданной карельской красоте: огромные сосны воткнуты в небо, их мощные корни крепко впиваются в крутые гранитные скалы красноватого оттенка; темные ели что-то прячут под своими мохнатыми ветвями-лапами. Воздух свеж и прозрачен. По берегам — несколько стоянок туристов-байдарочников. Да, славненько они здесь устроились! Между сосен сушатся развешенное белье и рыба. На костре — похлебка. Поставлены палатки, натянуты тенты от дождя. Люди с берега машут — приветствуют. Ответили тем же.
Еще с час ушло на разведку и выбор места. Остановились в самом конце "кочерги". Команда разделилась: кто мелкую сеточку ставит вдоль тростника, а кто с удочкой и спиннингом отправился на рыбный промысел. Надо отметить, что в нашей команде с рыбаками всегда было глухо, переплыть море или океан, добыть чего или договориться с кем — это пожалуйста, а вот рыбу поймать — проблема. Поэтому в команду зачислили двух "спецов", которые клялись-божились, что рыбу могут ловить в любой луже и в огромных количествах. Для этих целей были приобретены с полкилометра сетей, прочих снастей и десять килограммов соли. По джентльменскому уговору, купленную соль рыбаки должны будут съесть, если она останется от засолки пойманной ими рыбы.
С собой мы взяли еще пять моделей лодок "Korsar": "Komandor 430", "John Silver 330" с надувным "полом", "Botsman 360", "Flint 330" и "Tuz 280". Получилось в итоге семь моделей — на любой вкус и цвет. Все они находились в сумках и ждали своей очереди, чтобы "надеть" мотор, разместить команду, груз и помчаться, поднимая серебряную пыль. Наша задача — проверить их в деле, выявить недостатки в условиях экспедиции. Ну, Ладога, держись!
Между тем уже темнело, и кок, не дожидаясь улова, готовил ужин: взял сухое картофельное пюре, залил его кипятком, добавил сливок, затем куски сыра "Oltermann" и специи по уму. Из костра вынул сверток в серебряной фольге, развернул — оттуда послышался запах печеного мяса.
— Команда! Подгребай, остынет, — позвал шустрый малый, раскладывая мясо.
В мисках вкусно пахло картофелем с сыром, пряностями и жареным мясом, посыпанным петрушкой. На костре свистел чайник. Помидоры и огурцы были помыты и нарезаны вместе с луком. Первый тост — за удачу, затем — за тех, кто в море. Дальше частить не стали — наслаждались беседой. Рыбаки жалели, что взяли мало соли.
— Десять килограмм мало, рыбы много будет. Жалко, пропадет.
— Да ладно, эту соль съешьте сначала, — переживала команда за рыбаков...
Утром сети были пусты, и рыбаки о соли не вспоминали. После плотного завтрака и намываний пошли к острову Карпянсенсари, что находится в 20 км к северо-востоку от нас. По пути встретили команду на двух ялах под парусами, которые направлялись в Приозерск.
Яркое солнце, высокое небо, бирюзовая вода с кудрявыми барашками — благодать! Лодки вели себя отлично. Скорость — 30 км/ч с людьми и грузом. Место нашли классное — высокая гранитная скала в закрытом от ветра фьорде, сосновый лес, полный ягод и грибов, на скале — ладно сколоченный стол со скамьями, кострище, обложенное камнем, и запас дров дня на три. Сказка Венского леса! В нашем случае лес Карельский. Вообще надо сказать, места — дивные: песчаные пляжи, ровные каменные глыбы, плавно уходящие под воду, отвесные скалы и т.д. Так что менять стоянки можно хоть каждый день — одна лучше другой. Мобильный МТС "берет" с макушки скалы, отзвонились кому надо было. Командор экспедиции выдал ценные указания: куда снаряжение сложить, кому снасти готовить, кому — второй завтрак, кто вахтенный и где для всех отхожее место. Никто не возражал.
— Ну что, рыбаки пучеглазые, рыба будет? — вежливо спросил рыбаков командор.
— Так точно, сэр! — громко отчеканил один за всех.
— Ну, так я и не сомневаюсь. С чего начнете, джентльмены?
— Сначала сети поставим — крупную на глубине, средними фьорды перекроем, мелкую — вдоль тростника. Затем пройдемся со спиннингами вдоль низкого берега. Будет время, удочкой потягаем на червя.
— Сетку ставьте с лодки "Admiral", с двигателем в 30 сил легче будет на глубине сеть подтягивать, да и на волне в ней спокойнее. К тому же скорость — около 40 км/ч — быстрее вокруг осмотритесь. А со спиннингами лучше дорожить с лодки "Flint 330", с мотором 3.3 л.с. идет тихо и плавно, так что вынимайте ее из сумки и накачивайте.
Погода стояла теплая и солнечная. Вдвоем пошли на "Combat" с 15-сильным двигателем по фьордам, огибая острова и огромные камни, выглядывающие из воды. На большой скорости выскочив из-за скалы, испугали голых соотечественниц, которые грелись на ласковом солнце, разместившись кто на малой яхте, кто на катере, а кто просто на голом камне. Русские на родине отдыхают—туркам и не снилось! Шхеры для нудистов, и не только. Поняв, что породниться не получится, поскольку дамы были не одни, искупались с удовольствием. Затем неизвестно зачем стали собирать грибы, которых в тех местах видимо-невидимо, и все белые. Кто-то предложил поискать еще "красных" и "синих", чтобы получился российский флаг из грибов. Умник.
Вздремнув после обеда, загрузили лодку "Combat 380" по полной программе: шесть человек, мотор в 30 сил. Даем газу. Лодка, подумав, вышла на глиссирование, скорость — 30 км/ч, легко управляема, мореходность великолепная, бортами не раскачивает. Жесткие баллоны и мощный транец позволяют нести этот груз с нормальной скоростью.
— А ну, давай вдвоем на "Комбате" с "тридцаткой".
Было видно, как "раскаленные" от скорости добела брызги щекочут борта лодки — 48 км/ч!
До Приозерска по прямой — 32 км, до Валаама — 27 км, так что в случае надобности можно сгонять туда и обратно за полтора часа...
Вечерело. Мы разместились в кокпите лодки "Admiral" и пошли рыбачить к месту клева. Червями запаслись впрок, и с час наслаждались дьявольской поклевкой. Рыбаки, позже проверив сети, порадовали уловом.
Повар-кок мучил нас ожиданием ужина недолго. Быстро почистил крупных окуней и пару средних щук, залил ладожской водой и повесил котел над костром. Когда вода закипела, снял пену и добавил головку лука, черный перец горошком и лавровый лист. Посолил. По готовности снял котел с огня, сунул в него горящую березовую головешку (на мгновение уха забурлила, гася угли), затем влил стопку вкусной водки. Все сглотнули слюну. Те, кто поопытней, накладывали себе окуня с юшкой, другие — крупные куски щуки. Ломали черный хлеб, кусали сырой репчатый лук и громко ели вкусную уху под водочку.
— Два года назад мы в эти места своим ходом шли, ведь из Питера до Приозерска всего 240 км, — начал свой рассказ Бывалый. — Жутко интересно было, на двух лодках — "Admiral" и "Komandor" — прошли около 600 км. В шторм попали, потрепало нас тогда немного. Мы под тентами спасались. Лодку на волне резко подбрасывало вверх, ветер, задувая на мгновение под тент, удерживал ее на весу, волна проходила под нами, и наш "Korsar" с грохотом падал вниз. Затем следующая волна — и так до бесконечности. Попадались, прямо скажем, огромные волны, иногда даже не было видно флага "Корсара", развевающегося на двухметровом древке. Тогда матроса на "Admirale" укачало, всю дорогу кормил чаек.
Путь наш был на Валаам, прямо скажем, — чудо-остров. Пройдя мимо Никольского острова, оказались в Монастырской бухте, слева на холме — Спасо-Преображенский собор с голубыми куполами, затем, свернув вправо и пройдя под сводами Владимирского моста, оказались в центре острова. Да, классная обитель у здешних монахов. Вокруг шторм, а там — благодать: тихо, спокойно и комаров нет. Тишина оглушала! В общем, отдохнули мы тогда здорово, да и впечатлились — на всю жизнь память.
Утром позавтракали: кофе, сыр и пряники. Достали из сумок лодку "Komandor 430", собрали, набили баллоны воздухом так, что звон стоял. Два ловких молодца поскакали по ее бортам — проверили, достаточно ли. Баллоны не продавливались под их весом. Поставили мотор в 30 л.с., хотя можно было и больше. Лодка великолепна! Точеные формы. Вся конструкция выглядела более чем надежно. Ну что ж, попробуем ее в деле.
Команда из шести человек, разместившись на бортах, отправилась вдоль фьордов, чтобы проверить сети и пособирать грибы. Лодка шла уверенно, скорость — 30 км/ч. Места в лодке для шестерых достаточно. Недаром эта модель пользуется огромным спросом у промысловиков Дальнего Востока, Сахалина, Белого и Черного морей. Да и в свои дальние плавания мы ходим именно на лодках этой модели. А поставишь тент — получается дом, "летящий" по воде с огромной скоростью.
Высадив "грибников", рыбаки проверяли сети. Здорово: у всех свой улов.
Ближе к обеду собрали лодку "Botsman 360", так же набили ее крепко воздухом, поставили мотор 30 л.с., и два человека начали выжимать из него силы. Скорость 48 км/ч — нормально. А если попробовать вшестером? 35 км/ч — отлично! В этой модели больше места в кокпите, поскольку нос лодки не заострен, но приподнят достаточно вверх, чтобы не было забрызгивания при движении по волне.
После обеда, набив животы жареной картошкой с грибами, решили собрать "John Silver 330". Эта новая модель лодки, названная в честь знаменитого пирата — героя романа "Остров сокровищ". Она светло-серого цвета, свое название Silver — Серебряный — оправдала. Лодка выглядела интеллигентно и вовсе не агрессивно. Ее плавные обводы замыкают транец, надежно вклеенный в борта. Пол надувной, это уменьшает вес лодки и значительно сокращает время ее сборки. Поставили 15сильный мотор. С двумя человеками на борту пошли со скоростью 40 км/ч. С мотором в 3,3 силы ровно глиссировали со скоростью 16 км/ч. После все отправились рыбачить.
— Командор, в сети попался крупный язь. Нужны сливки. Приготовлю потрясный ужин, — заявил кок.
— Джентльмены, берите "AdmiraГс тридцаткой и ступайте в Приозерск за сливками, а заодно и пивка прихватите, — скомандовал главный.
Через несколько минут два матроса удалились в лодке к Приозерску. Оставшиеся продолжали тягать крупную плотву и окуней из Ладоги, расположившись на огромном камне в полукилометре от острова.
Вечером повар шаманил на "кухне". Край скалы был отведен под это дело. Ровные чурки от спиленной сосны служили разделочным столом. Рыба чистилась, и ее требуха смывалась ладожской водой. Кострище было обложено камнем, чтобы было удобно сгребать пылающие угли под сковороды. На одной жарился аппетитный жирный язь в сливках. Ему явно завидовали крупные окуни, которые томились на другой сковороде, но уже в растительном масле.
Добавленный пассированный лук со специями придал блюду особый смак! Горячие белые куски рыбы таяли во рту, добавленные пряности подчеркивали вкус пресноводной рыбы, а ее аппетитная корочка слегка похрустывала во рту, и все это оттеняло вкусное пиво. Аромат потрясающего ужина разносился ветерком по шхерам и фьордам.
Посиделки затянулись до утра, поэтому "Доброе утро" говорили друг другу в обед.
На очереди — лодка "Tuz 280". Собрали ее так же, как другие лодки, набили воздухом, поставили транец и мотор 3.3 л.с. Матрос разобрал весло и рукоять от него вставил в ручку мотора, удлинив ее. Так он смог управлять лодкой, перенеся центр тяжести от кормы к середине. При движении под мотором очень важно правильно поместить груз в лодке, поэтому центровке уделили особое внимание. Полный газ — и лодка мигом сорвалась с места, набрала бешеную скорость — 20 км/ч! Мотор потреблял бензина что-то около 1 л в час, поэтому не трудно подсчитать, что расход на 100 км составит всего 5 л! Фантастика! Чуть больше канистры бензина на 500 км! Конструкция лодки такова, что при движении образуется что-то вроде воздушной подушки под днищем, которая помогает скользить ей по поверхности воды. Плотно набитые воздухом баллоны не дают им прогибаться и "мертво" держат навесной транец, который не раскачивается под тяжестью работающего двигателя. Скорость при движении под нагрузкой два человека — 16 км/ч. Хотя эта лодка самая маленькая в модельном ряду "Korsar", но, тем не менее, швы выполнены фирменной тройной корсаров-ской проклейкой. Лодка сделана из той же ткани, что и более крупные модели. И так же имеет пятилетнюю гарантию на материал и швы! Скорость на веслах — 5 км/ч...
Пара недель путешествия по Ладожским шхерам пролетела. И теперь мы можем сказать, что наши партнеры в Корее профессионально выполняют трехслойные швы, а используемые материалы и комплектующие, транцы, вклеенные при минимальной влажности, удачны, и это все вместе — лодки "Korsar".