Парусник тем временем причалил неподалеку. Команда принялась убирать парус, расчищать место под костер. Вроде все как надо — снуют матросы в тельняшках, что-то обсуждают офицеры, но прислушался да пригляделся — голоса у мореходов больно звонкие и боцман безус. Да это же дети, подростки 15-16 лет!
Подошел к командирам — познакомились, разговорились. Оказалось, что ребята — курсанты клубов юных моряков "Фиорд" и "Норд-Ост", входящих в Новосибирское военно-патриотическое объединение "Мужество, Героизм и Воля!" При поддержке Новосибирской мэрии таких клубов, собравших под свои знамена более тысячи юнморов, создано уже восемь.
— Базируемся в подвале общежития, — рассказал командир шлюпки, заместитель директора клуба "Норд-Ост" Вадим Алексеевич Шепелев. — Помещения ремонтируем, как правило, "хозспособом". Иногда, если повезет, удается договориться с ближайшей школой — выделяют время для занятий в спортзале, позволяют проводить родительские собрания в актовом зале, работать в мастерских. В течение учебного года изучаем флажный семафор, устройство шлюпки, учимся вязать морские узлы, знакомимся с историей Российского флота.
— И про спорт не забываем, — включился в разговор подошедший от костра Александр Владимирович Ещенко, зам. командира шлюпочного экипажа. — Организуем и своими силами, и с помощью спонсоров соревнования: стрелковое и плавательное многоборье, лыжные гонки.
Тут подошел юный кашевар и доложил, что обед готов, получил приглашение к столу и я. За ароматной ухой Владимир Алексеевич продолжил:
— Главное, конечно, это морская подготовка ребят. Учебных судов у нас немного, в основном — старые "рыболовы", переделанные для наших нужд. Так что серьезную корабельную практику, по примеру наших коллег из Костромы, Новгорода или Комсомольска-на-Амуре, организовать пока не удается. Зато у нас есть 20 учебных шлюпок, на них и тренируемся. Под парусом ходим, на веслах, устраиваем шлюпочные походы, порой дальние.
— А этот какой? — поинтересовался я.
— Дальний, — пояснил врач экспедиции Сергей Петухов — студент-медик, выпускник Сибирского кадетского корпуса. — Ближним поход считается, когда шлюпки уходят от базы километров на 60, не больше. Средний подальше, обычно на две недели, проводится с сопровождением катера по Новосибирскому водохранилищу. За это время проходим 300-400 км. Есть еще дальние походы, это когда шлюпки уходят из Новосибирска в "автономное плавание" на месяц и проходят до 1000 км. В 1996 г. в рамках проекта "Аргонавты Сибири" наши экипажи за 21 ходовой день одолели по Иртышу, от Омска до Тобольска, 1220 км. Этот поход посвящен 60-летию Победы и проходит по Енисею от Кызыла до Диксона. Завтра думаем быть уже в Красноярске. Отдохнем, пополним запасы, подремонтируемся и снова в путь.
За беседой время пролетело незаметно. И вот уже загорелые юнморы приводят в порядок место стоянки, проверяют найтовку груза в шлюпке, подгоняют спасательные жилеты.
— Отдать кормовой! Распустить кливер! Отчаливай! — звучат команды, и шлюпка уходит в марево июльского дня, провожаемая криками чаек.
Осенью я созвонился со своими новыми знакомыми и узнал, что ребята преодолели по Енисею почти 3000 км и успешно финишировали на о. Диксон. Помощь экспедиции оказывали депутаты Государственной Думы В. А. Новиков и Л. П. Пепеляева, Енисейское речное пароходство, Красноярский краевой ГИМС, компании "Шерл" и "Беркут", "Ростелеком", руководство Пограничной службы и страховое общество "Россия".
Летом объединение планирует провести поход "Фарватерами подвига", маршрут которого пройдет по внутренним водным путям от Архангельска до Новороссийска. Семь футов вам, ребята, под килем и попутного ветра в паруса.



