Оказавшись прошлым летом на Красноярском водохранилище, я вдруг обратил внимание на медленно выходящее из-за мыска небольшое суденышко под белым парусом. Да это же шестивесельный ялик! Нахлынули воспоминания юности, защемило сердце...
Парусник тем временем причалил неподалеку. Команда принялась убирать парус, расчищать место под костер. Вроде все как надо — снуют матросы в тельняшках, что-то обсуждают офицеры, но прислушался да пригляделся — голоса у мореходов больно звонкие и боцман безус. Да это же дети, подростки 15-16 лет!
Подошел к командирам — познакомились, разговорились. Оказалось, что ребята — курсанты клубов юных моряков "Фиорд" и "Норд-Ост", входящих в Новосибирское военно-патриотическое объединение "Мужество, Героизм и Воля!" При поддержке Новосибирской мэрии таких клубов, собравших под свои знамена более тысячи юнморов, создано уже восемь.
— Базируемся в подвале общежития, — рассказал командир шлюпки, заместитель директора клуба "Норд-Ост" Вадим Алексеевич Шепелев. — Помещения ремонтируем, как правило, "хозспособом". Иногда, если повезет, удается договориться с ближайшей школой — выделяют время для занятий в спортзале, позволяют проводить родительские собрания в актовом зале, работать в мастерских. В течение учебного года изучаем флажный семафор, устройство шлюпки, учимся вязать морские узлы, знакомимся с историей Российского флота.
— И про спорт не забываем, — включился в разговор подошедший от костра Александр Владимирович Ещенко, зам. командира шлюпочного экипажа. — Организуем и своими силами, и с помощью спонсоров соревнования: стрелковое и плавательное многоборье, лыжные гонки.
Тут подошел юный кашевар и доложил, что обед готов, получил приглашение к столу и я. За ароматной ухой Владимир Алексеевич продолжил:
— Главное, конечно, это морская подготовка ребят. Учебных судов у нас немного, в основном — старые "рыболовы", переделанные для наших нужд. Так что серьезную корабельную практику, по примеру наших коллег из Костромы, Новгорода или Комсомольска-на-Амуре, организовать пока не удается. Зато у нас есть 20 учебных шлюпок, на них и тренируемся. Под парусом ходим, на веслах, устраиваем шлюпочные походы, порой дальние.
— А этот какой? — поинтересовался я.
— Дальний, — пояснил врач экспедиции Сергей Петухов — студент-медик, выпускник Сибирского кадетского корпуса. — Ближним поход считается, когда шлюпки уходят от базы километров на 60, не больше. Средний подальше, обычно на две недели, проводится с сопровождением катера по Новосибирскому водохранилищу. За это время проходим 300-400 км. Есть еще дальние походы, это когда шлюпки уходят из Новосибирска в "автономное плавание" на месяц и проходят до 1000 км. В 1996 г. в рамках проекта "Аргонавты Сибири" наши экипажи за 21 ходовой день одолели по Иртышу, от Омска до Тобольска, 1220 км. Этот поход посвящен 60-летию Победы и проходит по Енисею от Кызыла до Диксона. Завтра думаем быть уже в Красноярске. Отдохнем, пополним запасы, подремонтируемся и снова в путь.
За беседой время пролетело незаметно. И вот уже загорелые юнморы приводят в порядок место стоянки, проверяют найтовку груза в шлюпке, подгоняют спасательные жилеты.
— Отдать кормовой! Распустить кливер! Отчаливай! — звучат команды, и шлюпка уходит в марево июльского дня, провожаемая криками чаек.
Осенью я созвонился со своими новыми знакомыми и узнал, что ребята преодолели по Енисею почти 3000 км и успешно финишировали на о. Диксон. Помощь экспедиции оказывали депутаты Государственной Думы В. А. Новиков и Л. П. Пепеляева, Енисейское речное пароходство, Красноярский краевой ГИМС, компании "Шерл" и "Беркут", "Ростелеком", руководство Пограничной службы и страховое общество "Россия".
Летом объединение планирует провести поход "Фарватерами подвига", маршрут которого пройдет по внутренним водным путям от Архангельска до Новороссийска. Семь футов вам, ребята, под килем и попутного ветра в паруса.