Хотим поведать вам о нашем маленьком путешествии по реке Амур к Шантарским островам Охотского моря. С началом зимы капитаны трех яхт: Сергей Кузьмин (швертбот "Аралия" типа "Т-3" ленинградского проекта самостоятельной постройки), Алексей Ценцевицкий (алюминиевый швертбот "Тауди" типа "АЛ-550" постройки КнААПО) и Станислав Лукьянец ("Риск" типа "АЛ-550") — начали оформлять разрешения у пограничников на проведение дальнего спортивного плавания. Заказали недостающие паруса, начертили генеральный курс на картах, измерили расстояние, изучили лоцию и навигационную обстановку предстоящего района плавания. Изначально планировали совершить этот поход тремя вымпелами, но, чем ближе приближалось лето, тем отчетливее мы осознавали, что не успеем все сделать. За две недели до намеченной даты старта приняли решение объединить усилия, сформировать один экипаж и пойти на наиболее подготовленной яхте. Состав команды сложился следующий: капитан — Сергей Кузьмин, старший помощник — Станислав Лукьянец, боцман — Сергей Аносов и штурман — Алексей Ценцевицкий; яхта была выбрана "Аралия" как наиболее вместительная. Приступили к ее комплектации оборудованием, инвентарем, приборами, топливом и продовольствием. Решили запасы брать с учетом пополняемости в портах Комсомольск и Николаевск.
13 июля в 11.00 был назначен выход из яхт-клуба "Водник" города Хабаровска. В 12.00 — официальные проводы на центральной набережной рядом с утесом. Пришло много провожающих: родственники, товарищи по парусу, представители краевого спорткомитета и прессы. В 12.30 отошли от причала в сопровождении яхты "Роза ветров" с родственниками и соратниками по увлечению.
GPS на экране зачертил наши первые километры пути — вот и началось долгожданное путешествие к далекому загадочному архипелагу. Ветер дул попутный, поэтому с первых дней начали устанавливать рекорды по скорости и расстоянию дневного перехода. 15 июля в 11.00 причалили в яхт-клубе города Комсомольск-на-Амуре, пройдя 400 км. В клубе нас встретили очень тепло и радушно наши коллеги по парусному спорту — неутомимые романтики, конструкторы и мастера яхтенного дела. Почти все яхты, а это более 30 корпусов, они построили или переделали своими руками. Помогли нам пополнить запасы, дали ценные советы и напутствия. Подняв свои паруса, они вышли проводить нас в Амур. В 19.30 мы легли на курс порта Николаевск-на-Амуре.
Пейзажи начались меняться. Знакомый по гонкам до Комсомольска равнинный с большими песчаными косами сменили горные каньоны с высокими утесами, высокие сосны и ели — заросли тальника. Глубины стали подходить к отметкам 40 м и более. Тайга вплотную подступила к Амуру. По мере приближения к Николаевску все чаще стали появляться рыбаки, промышляющие летнюю кету. Чем ближе к морю, тем более зигзагообразна становилась наша траектория, мы будто участвовали в гигантском слаломе между сплавляющихся сетей.
20 июля вошли в акваторию порта. Следующий день ушел на оформление документов на выход в море и устранение неполадки — по дороге у нас на ходу отлетела транцевая площадка, хорошо, хоть двигатель был привязан. Подошла яхта "Ассоль" из Комсомольска-на-Амуре, она тоже двигалась на Шантры. 22 июля портнадзор дал разрешение на выход.
Погодная карта говорила о присутствии в районе плавания шести центров низкого давления (это обычное состояние атмосферы в данной местности), в мелководном лимане дул северный ветер, на короткой крутой волне расшатало швертовый колодец, начала поступать вода. Мы пошли под двигателем северным фарватером Невельского. Когда яхта пересекла границу амурской воды, ее цвет сменился с песчано-илистой на бирюзовую, она стала соленой, температура упала с 19 до 4°С. С гребней в ракушку срывало ветром пену, проскакивали неправильные двухметровые волны поперек основных. Два раза яхту разворачивало на обратный курс, экипаж, свободный от вахты, ведрами отчерпывал ледяную воду, поступавшую из колодца. К 22.00 добрались до Петровской косы, зашли в залив Счастья — здесь Невельской со своей экспедицией останавливался на зимовку. Местные рыбаки помогли заделать течь, истопили баню, угостили деликатесами. Посетив памятные места, 26 июля мы продолжили свое путешествие. Теперь нас осталось трое, Алексей после "крещения" водами Охотского моря заболел.
Начали чувствоваться приливы, и хотя у нас были таблицы, нам очень трудно давалась эта наука. Два раза при осыхании галькой расклинивало шверт.
28 июля в заливе Рейнеке, пополнив запас пресной воды и топлива у местного охотника, мы вышли в открытое море. Дул юго-западный ветер скоростью 10 м/с, шли под полными парусами. Ветер крепчал, туман усиливался. Зарифили грот до середины, стаксель убрали, скорость — 8 уз. В 14.00 вышли из тумана, засветило солнце и открылся остров Меншикова, но затем снова исчез в густой пелене, видимость — метров 30. Свист в вантах стал понемногу стихать, поставили стаксель и отдали грот. 29 июля в 1.00 прошли по приборам пролив между островами Большой Шантр и Прокофьева. В 4.00 вышли на расчетную точку якорной стоянки, перед входом в озеро Большое (соленое). Сверили показания компаса, GPS, эхолота и бросили якорь на десятиметровой глубине.
Утром туман рассеялся, перед нами открылась величественная красота острова. Мы увидели отвесные берега, раскрашенные разными геологическими породами, водопады высотой более 100 м, великолепные кекуры, напоминающие сказочные персонажи. Береговая линия была усеяна разномастными птицами, кричащими на все голоса. Возле яхты попеременно выныривали любознательные мордашки нерп и котиков. Первозданность природы поразила нас, мы глядели, как завороженные, на все это великолепие. Когда сошли на берег, нас изумил растительный мир этого северного оазиса. За короткий вегетативный период (плюсовые температуры на островах держатся не более трех месяцев) успевают отцвести множество трав и созреть различные ягоды, вырасти грибы. Мы попали в период цветения. Казалось, каждая травинка, каждый куст пытались выделиться из своего кричащего окружения. Ни у одного художника, наверное, нет такой палитры. Воздух благоухал множеством ароматов, слегка дурманя сознание. Натоптанные медвежьи тропы, как брусчатые мостовые, проложены по склонам гор — звери два раза в день выходят после отлива на побережье, чтобы полакомиться рыбой. При приливе вода с оглушительным шумом горного потока проносится через устье в озеро, заливая все на своем пути на высоту метра четыре, потом замирает на какое-то время и с нарастающим шумом уходит обратно в море, осушая в некоторых местах километры береговой линии. Теперь мы поняли, почему так манит к себе столь суровый и опасный уголок этой охотской заповедной земли.
Пробыв на островах шесть дней, 4 августа мы пришли в себя от переполнивших нас впечатлений и с чувством вселенского умиротворения отправились в обратную дорогу. В открытом море перед нами возник весь архипелаг. Видимость была на десятки миль. Мы узнавали каждый остров, сравнивая его с картой. По дороге часто встречали котиков, нерп, белух, а однажды даже китов. К этому моменту мы окончательно разобрались с приливом и очень быстро, используя его силу, оказались в Николаевске. Там нас встречала яхта "Петуня-28", ее экипаж собирался пройти до озера Мухтель в заливе Александры. В порту нас застиг сильный шторм. На закрытой акватории лодки сорвало с якоря, прижимало к пирсу и сильной волной со шквальным ветром размалывало бортами о причальную стену. После шторма, приведя в порядок материальную часть, мы отправились в Комсомольск-на-Амуре, где нас ждала еще одна неприятность. Оказалось, что яхта "Ассоль" с экипажем из трех человек под управлением опытнейшего капитана Валентина Курбатова, с которой мы шли параллельно, потерялась.
В Хабаровск мы вернулись 16 августа, преодолев более 3000 км, затратив на это 34 дня, 600 л бензина, 200 кг продовольствия. Но затраты — ничто по сравнению с полученными впечатлениями, хорошей морской практикой и накопленными силами, которые пригодятся для свершения новых захватывающих походов.