Я живу в поселке Славянка на берегу бухты Славянка, входящей в Славянский залив, а все вместе — это огромный, как море, залив Петра Великого. По большому счету, это и есть море — Японское.
Очень давно собирался написать вам письмо, но все как-то откладывалось, а читателем "КиЯ" я стал 25 лет назад, когда сбылась мечта и мы переехали из сухопутного авиастроительного Арсеньева в морскую, судоремонтную и рыбацкую Славянку.
Только из-за врожденной болезни глаз я не смог пойти по стопам отца, который, закончив херсонскую мореходку, в далеком 1949 г. попал на Дальний Восток в качестве матроса на перегоняемом плавдоке, а в двадцать четыре года уже был капитаном дальнего плавания. В тридцать три года он стал капитаном парового ледокола "Адмирал Лазарев" (еще тот был угольщик). Наша родина, не помнящая своих героев, пускает все на гвозди: как были порезаны "Ермак" и "Москва", так поступили и с "Лазаревым". Но речь не об этом. Не будем о грустном.
Как только переехали, я приобрел старую "Казанку" с булями и мотор "Привет-22", при упоминании которого у нас было принято вместо названия крутить пальцем у виска (но это уже фольклор). На самом деле мотор был неплохой. Если бы у производителей была возможность его довести "до ума" и сделать на этой основе нормальный мощностной ряд, цены бы "Приветам" не было! А так мы имеем то, что имеем. Затем было много всякого: при работе редактором районного радио строительство капитального лодочного гаража, покупка новой лодки "Казанка-5М2", а потом — свершилось! Чуть не надорвались финансово, купили себе "страшно" мощный и "ужасно" современный — очень подвинутый (с электронным зажиганием и жутко настроенным газовыхлопом) мотор "Вихрь-30", "созданный" на основе далеко не первоклассного немецкого "Кёнига". И хочется мне спросить: неужели стоило выпускать этот мотор практически без особых переделок много-много лет?1
Почему я об этом пишу столь желчно? А вот почему. В августе 1987 г. мы всей семьей с новым мотором, еще не прошедшим обкатку, оказались в море. Правда, уплыли недалеко, но при наших пустынных и безлюдных скалистых берегах любое ЧП мало приятно в принципе. Итак, "Вихрь" заглох где-то посреди залива, а это практически открытое море. На борту — двое сыновей (старшему 12) и моя жена. На груженой "Казанке" мы 20 с лишним километров гребли против ветра и волны, прежде чем добрались до безымянного острова, а ночью налетел шторм и лодку нашу размолотило прибойной волной. Хорошо, что шторм мы пережили на берегу! Иначе некому было бы писать это письмо. Спасли нас друзья. Когда мотор был извлечен из-под воды, промыт и просушен, он после полной разборки и сборки завелся, как ни в чем не бывало.
Ну а далее началась уже совсем другая история — счастливая, про то, как я строил свою яхту. Впечатления от увиденного и пережитого на моторке наложили свой неизгладимый отпечаток на всю нашу семью; поэтому мои сыновья пошли в рыбаки и долгое время работали в море, а я сделался владельцем списанного рыболовного мотобота "ШРПН-5.5" и стал думать, как его применить с пользой. И вот тут-то НАШ журнал мне на помощь и пришел. Изучая все возможные переделки и самоделки, описанные на его страницах, многое я выучил практически наизусть. Под явным влиянием "КиЯ" не стал восстанавливать свой старый бот как моторное судно, а решил превратить его в парусник.
Процесс строительства я пропущу, ибо подобных историй все уже начитались вволю. А рассказы про то, где и что добыл — это интересно разве что владельцу яхты "Тиара" (или "Чавы", с коим знаком лично!).
Все преодолев, на воду спустился, научился ходить под парусом. При своей нищете кое-как собрал все необходимое для выхода в море снабжение. И вот "Дар" стоит у пирса нашего яхт-клуба и радует всех нас.
Теперь немного о доблестных японских моторостроителях — героях капиталистического труда. Когда строительство яхты было в разгаре, мне в голову неожиданно пришла мысль: а чем же, кроме ветра, я смогу двигать свое не очень-то приспособленное для хода под парусом суденышко? И вот тут-то помог его Величество Случай.
В начале 90-х, когда все, что можно, уже развалилось, а новое еще не началось, перевозчики импортного автометаллолома начали потихоньку, на пробу, привозить всякую японскую технику, о которой до того мы лишь читали на страницах "Катеров и яхт". Тут тебе и "Ямахи", и "Тохатсу", и "Хонды" всякие, и даже очень экзотические моторы фирмы "Ниссан". Перед моими глазами прошел весь мощностной ряд "Ямах" и "Сузук", прежде чем в один прекрасный день я стал счастливым обладателем "Сузуки-9.9", по всей видимости, судя по колпаку, 1984 г. выпуска. Мотор по всем своим характеристикам уникальный. Ну, во-первых, винт грузовой, длинная нога — 740 мм, вес — 40 кг, выхлоп — через ступицу, а тяговое усилие — не поддается измерению. Последнее — уже из опыта эксплуатации. Однажды мне пришлось взять на буксир 9-метровый бот своего приятела. Так вот, при весе моей яхты 2.5 т плюс шесть человек на борту, на буксире у меня было 2.8 т, плюс шесть человек и огромная парусность, и весь караван под моим моторчиком шел со скоростью — 9 км/ч (по GPS).
Вот это двигатель! И какие же у этих японцев "лошади"?
Из журнала я взял за основу идею стаксельного тендера "Смак" (№157), но в процессе работы из-за конструктивных особенностей доставшегося мне бота мачту пришлось передвинуть ближе в нос. От идеи яхты "Самба" (№144) я позаимствовал форму киля. Когда все это сложилось вместе, после первой же постановки парусов стало понятно, что необходим маленький грот.
За сезон 2004 г. мой "Дар" научился ходить под парусом по-взрослому, т. е. при закрепленном румпеле им можно управлять только шкотами: при такой форме киля яхта имеет прекрасную управляемость и в то же время прекрасно держится на курсе.
Из возможного техосблуживания мотора за эти годы всего-навсего было сделано: смена масла в редукторе; замена "родных" свечей зажигания на наши А-30 и косметическая покраска. Все!
К двигателю своему я отношусь трепетно, балую его присадками, тщательно слежу за нагаром на свечах, никогда не заливаю низкооктановый бензин (ниже 92-го) и никогда не смешиваю его с нашими маслами (в основном использую или "Шеврон", или "LG" — 1:50).
Паруса мне шил мой друг и коллега Александр Меньшиков. Он в нашем яхт-клубе, а проще — на нашей парусно-гребной базе уже 17 лет работает тренером пацанов. Десятки его учеников не расстаются и никогда не расстанутся с морем и с яхтенным спортом. Но это уже другая тема, хотя не могу не высказаться. Как много всего у нас происходит интересного, и не благодаря, а вопреки стараниям властей и ведущих политиков. И некоторым нашим олигархам не "Челси" бы покупать, а вложить свои миллионы в красоту парусов и в будущее страны — его детей. А сегодня мы в своем маленьком яхт-клубе кормим мальчишек все лето на свои копейки — потому, что они просто не хотят уходить домой.
На снимках вы видите не только наш яхт-клуб и "Дар", но тримаран "Эльф", который не без нашей помощи построил Меньшиков по собственной технологии и своим чертежам. Все, что он знает и умеет, а опыт у него немалый, вложено в это судно. Паруса он шил из импортного дакрона, но по своему раскрою и на своей бытовой (японской "б/у") швейной машинке. В прошлом году мы на "Эльфе" прошлись со скоростью 15.9 уз. А ведь это абсолютно оригинальный проект!
Средняя скорость моего "пузатого", не рассчитанного на паруса, "Дарчика" — 4.24.6 уз. Пробовал в средние ветра разгонять его до 5.6 уз, но уж очень было некомфортно; все-таки корпус на это не рассчитан. А под двигателем, который вытаскивал мою яхту в мордотык при весьма крутой волне, скорость составляла 5.5 уз; при штиле ход до 6 уз, а в экономичном режиме — до 55.2 уз при расходе топлива 3.8 л/ч (это при полностью снаряженной яхте с шестью человеками на борту).
А журналу — спасибо. Редакция все делает правильно, и хорошо, что вместе с рассказом о стильной мегаяхте вы говорите о самодельщиках и шизанутых яхтсменах, живущих на копейки, но не унывающих ни при каких обстоятельствах. И чертежи, которые вы печатаете, нужны. Верить им можно. Мы с Меньшиковым между делом построили восемь штук "Джек-шпротов" (взяв за основу второй вариант из "КиЯ"). Снабдили тузиками свои яхты и несколько сделали на продажу, для поддержания, так сказать, штанов. А один, немного изменив, переделали под "оптимистовское" вооружение и в этом году будем испытывать.
Да, еще в нашем клубе стоит яхта "Факт" ("Конрад-25"), которая на ставших всероссийскими соревнованиях на "Кубок залива Петра Великого" в 2003 г. была второй (в прошлом году ребята выступили хуже — пришли восьмыми). Яхта практически не имеет поддержки спонсоров, а содержится только за счет скудного семейного бюджета членов экипажа. Капитан ее — Сергей Иванов, в команде — четверо мастеров, а остальные — кандидаты в мастера спорта.
Конечно, если смотреть со стороны, многим мы кажемся сборищем сумасшедших. "Дикие люди, — как говорил один всем знакомый герой, — чем питаются — неизвестно". Но мы, как и много лет назад, когда были еще совсем молодыми, с нетерпением ждем выхода каждого нового номера "КиЯ". Если раньше с трепетом читали "антисоветские статьи" про "Эвинруды" и "Ямахи" или про гонки через океаны на суперяхтах, то сейчас читаем то же самое спокойно, а скоро, бог даст, и сами будем гоняться — ибо оказывается, что и мы можем! Только известно об этом очень мало. А жаль. Наши яхтсмены-дальневосточники вписали немало ярких страниц в развитие отечественного спорта. А вообще-то есть предложение: здесь, на берегу Японского моря, иметь журналу своего спецкора, а то некрасиво получается — о дальневосточниках пишут мало, а ведь у нас тоже есть и традиции, и герои, и дальние походы!
Евгений Герман, пос. Славянка Приморского края. Фото автора
Примечания
1. Есть шуточная (или нешуточная?) идея: отметить юбилей рубрики "Ремонт и доработка серийного "Вихря", ибо и после книжки Р. Страшкевича тема никак не закрыта.