Если воспользоваться терминологией самых знаменитых яхтенных гонок на Кубок Америки, то на сегодня сложилась такая расстановка сил: есть «защитник» рекорда — ныне уже 65летний австралиец Кен Ворби (проживающий в основном в США, в Цинцинатти) и два «претендента» — американский и английский. Впрочем, что бы там ни говорилось об интенсивности хорошо спонсированных работ и успехах обоих «претендентов», за спиной которых уже стоят мощные синдикаты, к началу осени 2003 г. ни один из них готового рекордного глиссера еще не имел, в отличие от рекордсмена-ветерана Кена Ворби.
Австралийский защитник
Как только не называли и не называют национального героя Австралии: он и «ковбой», и «человек-оркестр» (намек на то, что первый «Спирит оф Австралия», ныне экспонируемый в Национальном морском музее, был якобы спроектирован и построен в одиночку), и «человек с катером на дворе». Он относится ко всему этому философски. Кен утверждает, что строил новый «Спирит» опять-таки у себя «на дворе» (надо полагать — уже не в одиночку и не самостоятельно, но под неусыпным своим наблюдением, ибо «никому не доверяет»). Все, что ему нужно сейчас, это еще «немного спонсорской поддержки». Рисковать раньше времени, когда катера претендентов не готовы, он, очевидно, не намерен. Добавим, что когда этот «час икс» наступит, за штурвал «Спирита» сядет, вероятнее всего, не сам Кен, а его сын — Дейв.
Как бы там ни было, новый «Спирит оф Австралия» (официально название катера еще не прозвучало) построен, в какой-то мере испытан (на том же водохранилище Блауэринг Дэм) и показан на целом ряде выставок как очередное достижение австралийцев.
Если верить разрозненным сообщениям и высказываниям Кена, новый катер отличается от старого, выставленного в музее, несколько меньшим весом (при тех же размерениях — длина 8.4 м) и большей мощностью, а гидродинамическая схема, внешний вид и все основные конструкторские решения, оправдавшие себя (см. «КиЯ» №185), сохранены. На какую скорость он рассчитан, сказать трудно: назывались цифры 560 км/ч и «на 100 статутных миль больше, чем у соперников» (кого именно?).
Любопытно, что и на новом рекордном катере установлен один из тех трех авиационных реактивных двигателей выпуска конца 40-х гг., некогда купленных Кеном по дешевке (стоимость нового — 68 тыс. долл.). Как и на первом «Спирите», на двигателе «Вестингауз» марки «J34-WE-34» установлен форсажный «дожигатель» (дополнительная камера сгорания), что позволяет кратковременно увеличивать тягу двухступенчатой турбины с 3500 до 5000 фунтов (до 2270 кгс, что примерно соответствует 9000 л.с.). Напомним, что Кен Ворби считает «излишнюю мощность» очень опасной и к повышению мощности относится очень осторожно.
О проектах претендентов Ворби отзывается скептически. Он критиковал автора проекта «Quicksilver» Кена Норриса, некогда проектировавшего еще «Bluebird K7» для Дональда Кэмпбелла, который погиб в этом катере. Ворби остро критиковал использование мешков с песком для смещения центра тяжести «Bluebird». (В действительности, как отмечает Тони Джоунс, такой балласт использовался только на ходовых испытаниях и лишь для восстановления центра тяжести, сместившегося из-за установки более легкого двигателя. В свой последний путь «Bluebird» вышел с тщательно сбалансированными весами и центром тяжести точно в проектной точке. Однако история о мешках с песком быстро распространилась среди катерников, став своего рода анекдотом.)
Ворби, по-прежнему имеющий репутацию «интуитивного» знатока аэродинамики скоростных судов, продолжает критиковать «обратнотрехточечную» схему, принятую для «Quicksilver» (одна точка опоры спереди и две сзади). Он справедливо указывает на то, что катера с подобной схемой до сих пор не показывали высоких результатов. Такая схема популярна лишь на кольцевых гоночных трассах, поскольку позволяет делать крутые повороты.
Итак, ветеран рекордных заездов Кеннет Питер Ворби делает ставку главным образом на надежность проверенной конструкции, утверждая, что даже старый «Спирит» еще имел «запас прочности» для некоторого дальнейшего повышения скорости.
Американский претендент
Слухи о том, что у американских водномоторников вызревает горячее желание «вернуть рекорд в США», ходили давно, но четкое название проекта и имя человека, возглавившего это начинание, стали известны совсем недавно.
Выступая 1 мая 2003 г. в Анахейме (Калифорния) на ежегодной конференции PLM (Всемирная организация поддержки программного обеспечения), известный американский мотогонщик, автогонщик и спортсмен-водномоторник Расс Викс заявил, что он будет пилотом «революционного нового судна», рассчитываемого на скорости вплоть до 400 миль в час (644 км/ч).
38-летний Расс знаком читателям «КиЯ» как пилот трехточечного 8.4метрового глиссера «Мисс Фрий», 15 июня 2000 г. побивший державшийся 38 лет рекорд скорости для судов с гребным винтом (см. №176). УИМ зарегистрировал его достижение — 328.8 км/ч — как новый мировой рекорд, что и дало ему основание с гордостью называть себя «самым быстрым на воде американцем». Теперь он делает все возможное, чтобы стать «самым быстрым на воде человеком в мире»...
Общее руководство проектированием глиссера с применением всех новейших автоматизированных систем осуществляет Дейв Ноуленд, бывший директор технического департамента фирмы «Боинг» и большой знаток аэродинамики. К проекту привлечена также компания «Analitical Methods», поставлявшая программное обеспечение для команды «Ferrari F1» и участвовавшая в подготовке к парусным гонкам на Кубок Америки.
Прорабатываются и сравниваются три концепции относительно небольшого (5-6 м) трехточечного глиссера с кормовым расположением поплавков. Возможно, главному корпусу будут приданы туннельные обводы. Новинка — два больших воздушных киля по бортам. В 2002 г. велись гидро- и аэродинамические тесты и расчеты. Викс говорит, что, хотя точная дата выхода на воду не установлена, они не намерены тянуть время, и добавляет, что спонсорская поддержка команды «American Challenge» обеспечена. Уже подыскали и спокойное озеро (Челан в шт. Вашингтон), где будет подготовлено все необходимое для рекордного заезда.
Английский претендент
В отличие от Расса Викса, человек, возглавивший английский проект «Quicksilver» («Ртуть») — Найджел Макнайт, никогда не пробовал себя на воде на скоростях выше 112 км/ч, но идея установить мировой рекорд овладела им много лет назад еще в юном возрасте, когда он по телевизору увидел Дональда Кэмпбелла и Лео Вилла в кокпите «Bluebird K4». В дальнейшем он сумел «уговорить» Лео Вилла и конструктора «Синих птиц» Кена Норриса возродить идею борьбы за британский рекорд и, больше того, выяснил, что у Кена даже есть наброски рекордного глиссера, в котором обобщен опыт, накопленный за минувшие годы.
Найджел начал зарабатывать деньги — писал и издавал книги, успешно участвовал в автогонках, а главное — собирать спонсоров. В качестве главного из более чем 30 спонсоров выступила фирма «PDS Engineering». Первые же 1.5 млн. фунтов ушли на исследовательские работы и модельные испытания в опытовом бассейне и аэродинамической трубе. С 1998 г. Макнайт целиком переключился на проект. Он говорит о себе: «Я не очень-то энергичный человек и был бы рад оставаться в тени, но теперь это невозможно. Спонсоры и публика желают видеть конкретную личность — того, кто впереди, если хотите. Пока эта роль мне не очень удается, но я учусь! И дело сразу пошло вперед».
В статье Джоунса в журнале «Motor Boat and Yachting» приводится краткое описание аппарата, строящегося в соответствии с концепцией Кена Норриса по проекту, в разработке которого участвовало около 100 специалистов. Водоизмещение его около 3.5 т. Он намного крупнее, чем «Spirit of Australia» и тем более — «American Challenge WSR»; его длина около 13 м. Соответственно потребовался и гораздо более мощный реактивный двигатель: это «Rolls Royce Sprey Mk101» весом около 1.2 т, создающий тягу, эквивалентную поршневому двигателю с чудовищной мощностью 35 000 л.с. Можно напомнить, что такой «избыток мощности» (тяга в 2.5 раза больше, чем на «Синей птице»), по убеждению Кена Ворби, представляет опасность «уже сам по себе».
В принципе это та же «трехточка» с кормовым расположением поплавков, но обводы носовой части корпуса напоминают «морские сани» с узкими глиссирующими лыжами по краям (вместо узких скегов). Такое разделение носовой глиссирующей «точки» на две по ширине вызвано, очевидно, желанием максимально увеличить поперечную остойчивость. Точки контакта с водой будут поворотными поверхностями, постоянно управляемыми компьютером по данным измерения всех параметров движения и посадки судна. Если хотя бы один из жизненно важных показателей выйдет за пределы допустимых, пилот получит звуковое и визуальное предупреждение, а мощность автоматически будет снижена. Для гашения скорости в конце дистанции предусмотрен транцевый тормоз. Поскольку он расположен строго в ДП, крошечный руль смещен в сторону, а для гидродинамической симметрии с другой стороны предусмотрен неповоротный скег.
Сообщается, что силовая основа глиссера представляет собой пространственную («цилиндрическую» — ?) ферму из высокопрочной стали. Эта сварная конструкция, похоже, прошла все испытания на прочность, и строители катера приступили к монтажу на ней двигателя и электроники. Наружные элементы и обшивка корпуса изготавливаются из сэндвича — наружные слои углепластика с легкосплавными сотами внутри.
Испытания и рекордный заезд планируется провести на озере Конистон, хотя администрация национального парка недавно запретила здесь движение прогулочных моторных судов.
Макнайту задали вопрос — сознает ли он степень риска, имея в виду то, что 80% рекордсменов погибли? Он ответил так: «Сейчас уже не те времена, когда на рекордную трассу выходили Сигрейв, Кобб, Кэмпбелл. Они были настоящими героями. Успех и выживание тогда целиком зависели от быстроты реакции и мастерства пилота. В наши дни это дело стало менее опасным благодаря расширившимся познаниям в области аэро- и гидродинамики. К тому же, компьютеры позволяют с достаточной степенью точности предсказать, что произойдет еще до того, как это произойдет. Конечно, риск есть, но это уже очень тщательно просчитанный риск, а никак не слепой прыжок в неизвестность. На скоростях за 400 км/ч любая авария означает верную гибель, никакая технология тут не поможет! Тем не менее и сегодня многое в конечном счете зависит от собственного умения гонщика»...
Остается пожелать смельчакам успеха. Судя по всему, в следующем году «что-то» произойдет, и мы сможем дополнить таблицу мировых рекордов, приведенную в «КиЯ» №186, новым достижением под номером 27.