В музее Домик Петра I — на Петровской набережной Петроградской стороны — уже долгие годы хранится старинная лодка-верейка, построенная, по преданию, самим царем Петром I1 еще в 1704 г для разъездов по Неве и многочисленным городским речушкам и протокам (напомним — через Неву не было тогда ни одного моста).
Заметим, что сам этот домик, построенный солдатами из тесаных бревен за три дня в конце мая 1703 г. специально для царя, был первой жилой городской постройкой, известной как "Первоначальные дворец" или "Красные хоромы". Петр I повелел хранить свое первое на берегах Невы жилище "на предбудущие годы". Согласно его указу в 1723—1724 гг. вокруг домика возвели каменную галерею с крышей, еще через сто лет галерею застеклили, а в 1844-1846 гг. вместо нее возвели новое каменное здание-футляр, надежно защитивший строение от внешних воздействий. С 1930 г. Домик Петра I стал музеем и доступен для посетителей.
Видимо, вскоре после смерти Петра I лодка-верейка была установлена рядом с домиком под открытым небом и долгие годы "состояла под гарнизонным караулом при оном дворце". Первое письменное упоминание о ней относится к 1735 г.: в поэме Иоганна Христиана Тремера "Прощание с Петербургом" есть такие слова: "Я видел первый дом, построенный в столице, верейка первая в том домике хранится". Затем есть упоминания о ней в документах 1744, 1767, 1770-х и последующих годов.
Лодку бережно хранили. Существует, например, донесение от 12 ноября 1744 г.: "Требовано для покрытия имеющейся у старого дворца верейки, ... надлежащего числа парусной холстины, понеже де ныне наступает время зимнее, чтоб от снегу той верейке повреждений учинитца не могло".
Известно, что в 1824 г. верейку тщательно отремонтировали адмиралтейские мастеровые (видимо, пришлось это делать после знаменитого наводнения), однако ее прежний вид и устройство были сохранены. В 1889 г. специально для хранения лодки-памятника пристроили южное крыло здания-футляра, в котором она находится и сегодня.
Совершенно очевидно, что строилась эта "новоманерная" лодка по образцу английских вереек (англ. wherry — рабочая лодка, ялик), очень распространенных в свое время на Темзе. Они выполняли роль своеобразных "речных такси", которые русский царь мог оценить по достоинству во время своего пребывания в Англии в 1698 г. Как и эти типичные английские лодки, верейка Петра I представляет собой низкобортную плоскодонную шлюпку вельботного типа с острыми и удлиненными образованиями носа и кормы, с расширением в средней части за счет значительного развала бортов. Основные ее размерения таковы: длина — 7.7 м, ширина — 1.5 м, высота — 0.6 м.
Обшивку составляют по четыре пояса на борт из хвойной породы дерева (видимо, сосны) плюс толстая килевая доска; поясья соединены внакрой. Шпангоуты состоят из флор- и топтимберсов, соединенных на скулах внакрой. Рыбины — три солидные доски — прибиты к флортимберсам. Поверх шпангоутов проходят подлегарсы, на которые уложены банки, соединенные с верхней кромкой бортов мощными кницами-кокорами. Выше подлегарсов сделана внутренняя обшивка, верхнюю часть которой образует привальный брус, составленный из толстых досок. В него врезаны уключины — "кочеты" — в виде парных дубовых штырей, подкрепленных с двух сторон деревянными накладками. Уключин всего четыре (по две на борт) и расположены они в шахматном порядке (для распашной гребли). Общая длина каждого из четырех вальковых весел 3.65 м, каждым греб один человек. Задняя банка имеет довольно большую фигурную заспинную доску. При Петре I за ней всегда находился небольшой топор, принадлежавший лично царю (хранится в ЦВММ).
Носовая часть лодки образована сходящимися вгладь поясьями обшивки, запалублена и подкреплена поперечной переборкой. В настоящее время форштевень обит железной оковкой, к которой на палубе приварен железный обух с рымом. Такой же обух с рымом закреплен на кормовом брештуке. В корме, между заспинной доской и небольшим ящиком-ахтерпиком (под брештуком), сделан сплошной настил, но внутренняя обшивка бортов отсутствует.
Снаружи по верхнему поясу обшивки идет полукруглый буртик.
Все соединения выполнены на железных кованых гвоздях с круглыми шляпками и железных заклепках. Корпус верейки выше ватерлинии всегда был черным, ниже — бело-серым.
Для установки съемной мачты в средней банке имеется круглое отверстие (пяртнерс), а под ним — степс в виде прямоугольного бруска с небольшим углублением, прибитого к килевой доске. Долгое время верейка экспонировалась без парусной оснастки, которая была воссоздана лишь в ноябре 1999 г. Ее реконструировал Р. А. Пожогин на основании найденных им в РГАВМФ чертежей старинных лодок. Вооружение состоит из мачты-однодеревки длиной 5 м, шпринтова длиной 4.4 м и двух парусов: грота и стакселя. Паруса были изготовлены членом Морского исторического клуба "Штандарт" Лидией Козловой при помощи Александры Кошу-новой и реставратора музея Н. П. Фомичева. Одновременно Н. П. Фомичевым было воссоздано по архивным аналогам и рулевое устройство верейки.
Так же в районе кормовой банки реставраторами были воссозданы на обоих бортах прочные деревянные подушки-станки для небольших пушек-фальконетов. Одна из таких пушек (чугун, Россия, XVII в.) уже установлена по левому борту лодки.
В ЦВММ хранится очень интересная модель лодки-верейки Петра I (инв. № 15076), изготовленная в масштабе 1:12 ее натуральной величины из кленового и березового дерева в мастерской Морского музея в 1820 г. под руководством тогдашнего его начальника А. Я. Глотова. Александр Яковлевич довольно точно передал внешний вид и устройство лодки-верейки, но вместо продольного румпеля, имеющегося сейчас, поместил на модели поперечный румпель — так называемое "коромысло" с брасиками на концах для управления рулем. Видимо, в зависимости от конкретных обстоятельств на лодках тех лет применялись оба вида рулевого управления, т. е. "коромысло" с брасиками или продольный румпель.
В начале Северной войны 17001721 гг. наряду с речными и озерными лодками других типов широко применялись и верейки. Большие одно- или двухмачтовые верейки с бушпритом и двумя-тремя парусами участвовали в осаде приморских крепостей, служили для перевозки солдат и различных грузов. Длина таких лодок-вереек достигала 15-18 м, ширина — 3-4 м, осадка — 1.2 м, а грузоподъемность доходила до 20-30 т. В 1717 г. на левом берегу Фонтанки была основана Партикулярная верфь, на которой по заказам частных лиц строились небольшие парусно-гребные суда различных типов — в том числе и верейки.
Фотоснимок в №183 "КиЯ" я хотел бы прокомментировать так. В 1903 г., когда отмечалось 200-летие основания Санкт-Петербурга, планировали, что, как и сто лет назад, возглавит морской парад на Неве ботик Петра I — "дедушка русского флота". Однако специальная комиссия из корабельных инженеров, осмотрев ботик, пришла к выводу, что из-за ветхости он "может не выдержать переправы от крепости (Петропавловской, в которой ботик тогда хранился. — В. Ч.) до памятника Петру I". Решено было его заменить верейкой. Матросы Гвардейского экипажа под командованием капитана 2 ранга И. И. Чагина на руках перенесли лодку и поставили на баржу. Пароход "Пика" взял баржу на буксир и сопровождаемый флотилией украшенных флагами парусно-гребных и паровых судов провел ее по праздничному маршруту После завершения торжеств верейку возвратили на прежнее место, где она и находится в настоящее время.
В заключение мне бы очень хотелось выразить искреннюю благодарность за оказанную помощь хранителю Домика Петра I Н. В. Четвериковой, фотографу Э. Г. Горбатенко и аспиранту СПбГМТУ А. М. Глебову, который по просьбе автора произвел обмеры судна-памятника и на их основе изготовил его общие чертежи.
Примечания
1. См. например, "Каталог Морского музея" (ЦВММ, 1887; № 836). Сам этот факт под сомнение, видимо, никогда не ставился. Во многих путеводителях по СПб как и в книге "Старый Петербург" М. И. Пыляева (1887 г), отмечается, что в Домике Петра I хранится "ялик с веслами и шестом работы государя". Автор книги "Петр Великий-кораблестроитель" (СПб., ЭЛМОР, 1998) А. Н. Холодилин утверждает, что Петр принимал самое непосредственное участие — с топором в руках — в постройке по крайней мере 20 судов.