Разработка проекта заняла два года, а в постройке яхты активное участие приняли студенческие строительные отряды института. Корпус ее сконструирован цельносварным из стали по Правилам классификации и постройки английского Регистра Ллойда на класс 100А1. Мы учитывали довольно суровые условия предстоящего плавания в Мировом океане, особенно в «ревущих сороковых» широтах с их сильными попутными ветрами и громадной волной. Проектанты стремились в первую очередь создать надежную крейсерскую яхту, пожертвовав ее гоночными качествами. Поэтому проект существенно отличается от получивших в последние годы широкое распространение облегченных гоночно-крейсерских судов.
Основные данные яхты «Икар»
Длина наибольшая, м | 16,05 |
Длина по КВЛ, м | 13,50 |
Ширина наибольшая, м | 4,38 |
Осадка, м | 2,55 |
Высота надводного борта, м | 1,33 |
Водоизмещение, т: | |
порожнем | 20,3 |
с полными запасами | 27,6 |
Масса свинцового фальшкиля, т | 8,0 |
Площадь парусности, м2 | 150 |
Корпус яхты имеет высокий надводный борт, широкий транец и полные кормовые обводы, что в какой-то степени предохранит кокпит от захлестывания попутной волной. Развитый плавниковый фальшкиль и далеко отнесенный в корму руль на плавнике-скеге способствуют хорошей устойчивости на курсе. Относительно малая площадь парусности (7 м2 на тонну водоизмещения), разнесенная на две мачты, позволит экипажу подбирать оптимальный вариант парусности при любом ветре. Свободная для работы с парусами палуба, герметически закрывающиеся люки, дублирующий штурвал внутри яхты, малый самоотливной кокпит, рассчитанный лишь на ходовую вахту из двух человек, мощный рангоут и такелаж, вот, пожалуй, и все особенности проекта.
Носовая часть яхты от таранной переборки (шп. 3) до шп. 11 отведена под мастерскую и парусную кладовую; паруса подаются на верхнюю палубу через форлюк. На левом борту (шп. 11—14) оборудована лаборатория гидрографа и гальюн, на правом — платяной шкаф. Самое большое помещение яхты — кают-компания (шп. 14—22), оборудованная диванами, четырьмя койками и большим столом. Далее в корму следует камбуз с керосиновой и спиртовой плитой, а по левому борту радиорубка — каюта капитана.
В кормовой части расположена штурманская рубка, в которой установлен дублирующий штурвал и сушильный шкаф. Под кокпитом размещены аккумуляторная батарея и распределительный щит, предусмотрено спальное место. Вспомогательный двигатель — дизель 4ЧСП 8,5/11 мощностью 25 л. с. находится под трапом кают-компании в изолированном помещении. Запасы дизельного топлива (600 кг) и питьевой воды (1900 л) хранятся во вкладных цистернах под пайолами в кают-компании. Все свободные объемы на яхте заняты судовыми запасами. Расчетная автономность плавания яхты с экипажем 6 человек — 150 суток.
Корпус яхты набран по поперечной системе набора. Ширстречный пояс наружной обшивки выполнен из судостроительной стали 10ХСНД, остальная часть обшивки — из стали ВСТЗсп. Толщина бортовой обшивки и настила палубы — 4 мм, днища — 6 мм, плавникового киля — 8 мм. Шпация — 400 мм, в районе установки грот-мачты — 300 мм. Шпангоуты изготовлены из несимметричного полособульба № 6 (в районе установки двигателя — № 8). Шпангоуты 12, 14, 16 и 22 — рамные таврового сечения: стенка 4X200 мм, полка 6Х80 мм. Разрезной бортовой стрингер и бимсы палубы изготовлены из полособульба № 6. Форштевень в нижней части сделан из прутка диаметром 45 мм, в верхней части — гнутый из листа толщиной 5 мм. Корпус внутри покрыт слоем термоизоляции толщиной 40 мм.
Яхта оснащена кэчем. Мачты сварной конструкции из алюминиево-магниевого сплава. Длина грот-мачты — 17 м, диаметр 240 мм, толщина стенки — 6 мм. Бизань-мачта имеет длину 9,6 м, ее сечение 150Х6 мм. Основной комплект состоит из 11 парусов, изготовленных из отечественных тканей.
Управление яхтой может осуществляться с палубы — штурвалом с гидропередачей и из штурманской рубки через штуртросовую проводку.
Яхта снабжена двумя якорями Матросова весом 75 и 50 кг, кроме того имеется верп весом 35 кг. Для выборки якоря установлен ручной брашпиль. Управление парусами осуществляется при помощи четырех четырехскоростных шкотовых лебедок.
В качестве аварийных средств установлены два водоотливных насоса PH-20 и надувной спасательный плот ПСН-10.
Кроме обычного навигационного оборудования на яхте имеются спутниковая система навигации «Фуруно» и спасательный буй «Поиск», радиостанции — «Ласточка», «Причал» и аварийная «Призыв».