До торжественного открытия игр XXIV Олимпиады, которые состоятся а Южной Корее, остается немногим больше двух месяцев. К предстоящему событию давно уже приковано внимание всего спортивного мира, оно не сходит со страниц спортивной прессы. Не остается без внимания и парусный спорт.
Участие советских яхтсменов в олимпийских стартах представляет большой интерес для наших читателей. Их вопросы и легли в основу этой беседы, которая состоялась в феврале нынешнего года.
— Виталий Александрович, давайте начнем с вопроса, который поклонников парусного спорта, пожалуй, не порадует. Приходилось слышать, что спортсмены нашей страны будут выступать не во всех видах парусной олимпийской программы. С чем это связано?
— Прежде всего, с основным принципом нашей «политики» в отношении отбора олимпийцев. Было решено, что представлять страну на Олимпиаде будут лишь те экипажи, которые могут реально рассчитывать на хороший результат.
Система отбора достаточно объективна. Он проходит в два этапа. На первом отбираются классы, на втором — уже конкретные экипажи. Уровень подготовленности как классов в целом, так и отдельных спортсменов определяется на основе анализа результатов выступлений на различных соревнованиях, прежде всего международных Этой цели служит жесткая система контрольных нормативов.
— А что она собой представляет?
— Сначала скажу о тех классах, которые уже подтвердили свое право на участие в Олимпиаде. На главной международной встрече 1987 г. — чемпионате мира по парусному спорту, который проводился в западногерманском городе Киле, контрольные нормативы были выполнены лишь в классах «Летучий Голландец» и «Солинг»: С. Бородиной и В. Буданцев заняли 2 место, а Г. Шайдуко, С. Канов и Н. Поляков стали третьими. Если эти экипажи удачно выступят и в нынешнем сезоне, то наверняка поедут и на Олимпиаду.
«Судьба» остальных классов решается в этом году. Для классов «Финн» и «парусная доска» главными отборочными соревнованиями будут международная Йерская регата или регата SPA в Голландии, а для «звездников» — чемпионат Европы в Югославии. Чтобы подтвердить уровень класса, спортсменам необходимо занять минимум 6 место по олимпийскому зачету.
— Кстати, в чем особенность олимпийского зачета?
— Как известно, в каждом виде программы олимпийской регаты может выступать только один экипаж от страны. Это правило не распространяется на большинство международных соревнований. Чтобы в чем-то смоделировать олимпийский результат, и используется эта система зачета. Лучше всего показать ее на конкретном примере. Предположим, наш спортсмен занял пятое место, но три места впереди него оказались у представителей одной страны, которых мы в данном случае условно считаем одним участником. Таким образом, наш гонщик становится третьим... Но следует подчеркнуть, что данная система зачета яаляется неофициальной, служит чисто «техническим» целям отбора.
— Понятно. Вернемся теперь и определению стартового состава в отдельных классах.
— Мы говорили о классах «Финн», «парусная доска» и «Звездный». Итак, если они подтвердят свою конкурентоспособность, стартовый состав будет определяться в них по результатам чемпионата СССР.
Класс «470». Первым этапом отбора будет здесь чемпионат страны. Мужчины, занявшие 1—3 места, и два женских экипажа с результатом не ниже 10 места в общем зачете отправятся на Варнемюндскую регату в ГДР. Чтобы попасть в стартовый состав на Олимпиаду, требуется минимум 4 место. Норматив одинаков и для мужчин, и для женщин, так как на этой регате они выступают раздельно.
— Почему именно Вариемюиде? Ведь эта регата не относится и числу наиболее представительных?
— Это справедливо, но только не по отношению к «470». Спортсмены ГДР — хозяева встречи — традиционно сильны в этом классе, и участие в регате позволит более объективно оценить наши возможности. И, наконец, «Торнадо». Система отбора здесь самая простая: по результатам чемпионата страны определяются спортсмены, которые выступят на чемпионате мира в Таллине. Он и является отборочной встречей. Для включения в стартовый состав необходимо занять как минимум 6 место по олимпийскому зачету.
— Получив исчерпывающую информацию о системе формирования олимпийской сборной, будет уместно вспомнить об итогах выступлений наших яхтсменов на проводившихся в последнее время международных соревнованиях. Расскажите об этом подробнее.
— Честно говоря, они нас больше огорчали, в последнее время чаще приходилось говорить о неудачах. Есть, конечно, и определенные успехи, но закрепить их пока не удается. Даже лучшие наши мастера выступают очень нестабильно, сразу за победой может последовать срыв.
Взять хотя бы итоги выступлений в предолимпийском 1987 году. В апреле члены сборной приняли участие в первых зарубежных встречах года — чемпионате Европы в классе «Звездный» и международной Йерской регате. На участие в этих весенних встречах, которые рассматривались как хорошая «разминка» перед основными зарубежными соревнованиями сезона, возлагалось немало надежд. На чемпионат Европы, который проходил в итальянском городе Торболе, на горном озере, съехались 83 сильнейших экипажа из многих стран. Нашу страну представлял «звездник», которым управляли Г. Биганишвили и А. Зыбин. Им удалось занять лишь 17 место. Чемпионом стал итальянец Джорджио Горла, второе и третье места заняли Гризе и Хаген из ФРГ.
Причина неудачи здесь, как и на большинстве других международных регат, одна — грубые тактические и технические ошибки при старте в большом флоте, неумение ходить в «толпе», что особенно характерно для первой лавировки, и, как следствие, очень плохие результаты на первом знаке дистанции.
— Руководство сборной, надо полагать, сделало из этих уроков выводы?
— Конечно. Прежде всего надо сказать о предпринятом расширении практики проведения всесоюзных соревнований в классе «Луч», в которых участвуют все члены сборной — и рулевые, и шкотовые. Во-первых, такие регаты позволяют смоделировать гоночную обстановку на международных встречах. В соревнованиях на призы газеты «Черноморская здравница», которые проводились в январе нынешнего года, участвовало более 160 лодок на одной дистанции. Во-вторых, они позволяют формировать экипажи, в которых хорошими тактиками являются и рулевой, и шкотовый. Так был образован, например, удачно выступающий экипаж С. Бородиной — В. Буданцев.
Кроме того, в последнее время в порядке эксперимента практически на всех внутрисоюзных соревнованиях применяется система подсчета очков и определения занятого места с учетом результата на промежуточном финише — первом знаке дистанции, который, как я уже говорил, является пока «слабым местом». Эта система вынуждает спортсмена уделять гораздо большее внимание первой лавировке.
— Бытует мнение, что одной из причин слабых выступлений на международных регатах валяется непривычный для наших гонщиков сильный ветер, ведь на внутрисоюзных встречах действуют ограничения скорости ветра. Можно ли ждать каких-либо перемен в этом?
— Думаю, нет. Уровень подготовки многих участников даже наиболее представительных всесоюзных регат не позволяет проводить гонки при сильном ветре, так что ограничения продиктованы прежде всего требованиями безопасности. Что же касается тренировок и тренировочных гонок членов сборной, то здесь никаких ограничений силы ветра нет.
Неудачей можно признать и наше участие в Йерской регате. У Л. Москаленко («470») — 19 место. В классах «Летучий Голландец» и «Торнадо» девятые результаты показали экипажи А. Шпилько и С. Приймака. В классе «парусная доска» — полное фиаско: Е. Богатырев сумел занять лишь 73 место при 94 участниках (кстати, это было его первое международное выступление на снаряде «Дивизион-2»). Контрольные нормативы были выполнены лишь в классах «Финн» и «Солинг». У лидера сборной О. Хоперского лучший результат в команде — 2 место. Второй представитель сборной в классе «Финн» Е. Гордейко оказался лишь 16. Экипаж С. Пичугина занял 5 место в классе «Солинг», а Г. Шайдуко — 9.
В общем, на этой регате, где выступали 735 яхтсменов со всего мира, наши 15 гонщиков показали себя, да и весь наш парусный спорт, далеко не с лучшей стороны.
— Не сыграла ли своей роли в данном случае малочисленность нашей сборной?
— Согласитесь, победа в личном зачете обеспечивается все же не числом, а умением. Самые многочисленные команды выставили в Йере ФРГ и Франция — 110 и 97 экипажей. Вот кто мог, вроде бы, «массой задавить». Но что получилось? У команды ФРГ всего две серебряные медали, а у яхтсменов Франции — одна серебряная и две бронзовых. Значительно успешнее выступили пусть не такие большие, но ровно и сильно подготовленные команды Голландии, Дании, Австрии, ГДР...
В конце мая прошлого года нашим спортсменам предстояло стартовать в международной регате SPA в Голландии. Престиж и популярность этих соревнований продолжают расти, выступить в них считают за честь самые именитые гонщики мира. В голландский город Медемблик приехали более 1000 спортсменов из 32 стран.
После анализа первых зарубежных встреч года было решено не участвовать в гонках классов «парусная доска», «Торнадо» и «470» среди женщин (в этом классе «сделали ставку» на мужчин).
В «Летучем Голландце» выставили еще один экипаж — С. Бородиной и В. Буданцев. Кстати, его отсутствие на Йерской регате объяснялось скорее недоразумением: сильнейший экипаж класса ко всеобщему недоумению не одолел контрольных нормативов на Сочинской регате и в сборную не попал.
В классе «Солинг» решили обойтись одним экипажем, но сделали его «сборной в миниатюре»: Г. Шайдуко был включен в экипаж С. Пичуги на в качестве шкотового.
Кроме «кадрового» вопроса уделили большое внимание, конечно, и самому тренировочному процессу. И надежды в общем оправдались. О. Хоперский в классе «Финн» улучшил свой йерский результат и получил, наконец-то, долгожданное «золото». В «Солингах» экипаж С. Пкчугин, Г. Шайдуко и Н. Поляков стал обладателем бронзовой награды. С. Бородинов и В. Буданцев показали четвертый результат в классе «Летучий Голландец», а в «470» братья Тынисте заняли пятое место. Полным провалом выглядели на этом фоне выступления «вторых номеров» в классах «470» и «Финн». Экипаж Г. Минце занял лишь 44 место (хотя в одной из гонок и сумел прийти первым), а К. Гордейко — 33.
Одной из наиболее представительных международных встреч является на сегодняшний день Нильская регата. В прошлом году в ней участвовало более 2,5 тысяч яхтсменов. Надо сказать, что гонки проводились не только среди «олимпийских» яхт. Участвовали лодки 22 классов: «Лазер», «ОК-динги». «420», «Европа», «Спринта», «Н-бот», «505», «Дракон» и даже «Фолькбот»...
И здесь впереди были все те же три класса: первые места были завоеваны в классах «Финн» (О. Хоперский) и «Летучий Голландец» (С. Бородинов и О. Сурин), пятое и шестое — в «Солингах» (экипажи Г. Шайдуко и С. Пичугина.) Пятое место и у Н. Сухорукова в классе «Финн».
Наиболее важным было для нас участие в чемпионате мира, который проводился в Киле сразу после окончания Кнльской регаты. Наша команда выступала в том же составе. Но кроме хороших выступлений экипажей С. Бородинова н Г. Шайдуко, которые стали призерами, о чем уже упоминалось в начале беседы, похвастаться было нечем. В классе «3вездный» 16 место (В. Потапов, А. Зыбин), «Торнадо» — 17 (Ю. Коновалов, С. Кузовов), «470» у мужчин — 73 и 74, (экипажи Т. Тынисте и Г. Минце), у женщин — 27 (Л. Москаленко, И. Чуниховская). Плохо выступили вторые экипажи в классах «Летучнй Голландец» и «Солинг» — у А. Шпилько и О. Сурина 21 место, С. Пичугин. О. Мирон и Г. Страх на 33. Не лучше выступили и все наши «финнисты»: у Н. Сухорукова — 29, у К. Гордейко — 77, а у О. Хоперского — 88 место!
— Что же случилось с лидером нашей сборной?
— О том, что у Олега были сложности с обмером, многие уже знают. Выходной день ему пришлось потратить на приведение своей лодки в соответствие с мерительным свидетельством. Отсюда и усталость, и нервный срыв. Проблема эта, кстати, характерна для всего класса «Финн». Лодки, не соответствующие правилам класса, — не редкость и на наших внутрисоюзных соревнованиях. Но есть, думаю, и более глубокая причина — психологическая и физическая усталость от постоянного участия в соревнованиях на высоком уровне. Чувство ответственности за свои результаты слишком долго держало этого способного спортсмена в напряжении, которого он в конце концов не выдержал.
Таким образом, наши результаты на чемпионате мира 1987 г, в целом можно признать неудовлетворительными.
Самым светлым моментом сезона был для нашего парусного спорта чемпионат Европы в классе «Солинг», который проводился в начале сентября в шведском городе Карлсхамне. Г. Шайдуко, Н. Поляков и С. Канов одержали блистательную победу над полусотней сильнейших экипажей. Среди соперников были такие знаменитости, как И. Шуман из ГДР, X. Фог из Канады, англичанин К. Лоу и грек Т. Будурис.
В заключение этого краткого обзора хоте лось бы вспомнить об участии нашей сборной в генеральной репетиции грядущего события — предолимпийской регате в Пусане (Южная Корея). Наши гонщики и здесь выступили неудачно. Приемлемый результат был показан лишь экипажем Г. Шайдуко — 4 место. С. Бородиной и В. Буданцев оказались лишь 12. 19 результат показал О. Хоперский. Выступал он не так уж и плохо, но в первых двух гонках был дисквалифицирован за нарушения правил. 24 место занял Е. Богатырев, который стабильно приходил на финиш в конце второй — начале третьей десятки.
— Кто из зарубежных яхтсменов может быть наиболее опасным соперником на Олимпиаде?
— В классе «Солинг» это уже названные X. Фог, И. Шуман, К. Лоу и Т. Будурис. Кроме них серьезными конкурентами могут стать такие известные мастера, как Т. Юнгблут из ФРГ и Л. Перссон из Швеции.
В классе «Летучий Голландец» очень сильные и стабильные выступления показывают братья Бойшен-Моллер из Дании и бразилец А. Адлер. Нередко «становились поперек дороги» нашим спортсменам англичанин С. Чайлдерли и новозеландец Д. Гутлер (класс «Финн»).
Активное участие в споре за медали на «470» могут принять голландец Р. Дронтманн, Л. Хуттерман из ФРГ и сестры Лемстром из Финляндии. В числе претендентов на призовые места в классе «Звездный» можно назвать Д. Горла. А. Гризе и Э. Адамса (США).
— Компания действительно серьезная. И все же: есть ли, на ваш взгляд, шансы на успех у нашей команды?
— Лично мне представляется, что мы должны выступить лучше, чем на большинстве международных соревнований. Должно сыграть свою роль и то, что количество стартующих судов на Олимпиаде невелико и наши яхтсмены будут гоняться в более привычных условиях. Думаю, что мы можем реально рассчитывать на медали.
— Что ж, остается только пожелать нашим яхтсменам успешных олимпийских стартов.
— Присоединяюсь к этим пожеланиям. Надеюсь, что парусная делегация внесет свой вклад в актив олимпийской сборной.