Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Истории
  • История флота
  • 1972 год
  • Создание «потешной» флотилии на Плещеевом озере
Подкатегории раздела
Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Передислокация флотилии на территорию Польши — в бассейн Вислы
Необходимо создание ассоциации индивидуальных владельцев яхт
Создание скоростного катера для штурма «Голубой ленты Атлантики»
Создание копии американского брига «Ниагара»
Швертбот «Рикики» на Чудском озере
Буерные гонки 1967 года на озере Юлемисте
Отпуск длиной 900 километров на Ладожском озере и Свири
Чемпионат мира — марафон на озере Хавасу
Малый флот Дороги жизни на Ладожском озере
Чемпионат мира 1972 года на озере Гавасу с подвесными моторами
Плавучее сооружение «Флотель» на Псковском озере
Полярные регаты на озере Имандра
Марафон на озере Уиндермир 1973 года
История парусных судов на озере Байкал


Создание «потешной» флотилии на Плещеевом озере

Год: 1972. Номер журнала «Катера и Яхты»: 37
          1


В литературе, посвященной истории русского флота, неоднократно рассказывается о находке юным Петром в селе Измайлове ботика — «дедушки русского флота» (писалось об этом и в сборнике — см. № 12). Гораздо меньше материалов, освещающих создание «потешной» флотилии на Плещеевом озере близ Переяславля-Залесского.

Река Яуза для плаваний под парусом оказалась узка, ботик в том же году перевезли на Просяной пруд села Измайлова, но и здесь места было мало. «А охота стала от часу более. Того для я стал проведывать, где более воды: то мне объявили Переяславское озеро (яко наибольшее), куды я, под образом обещания в Троицкий монастырь, у матери выпросился, а потом стал ее просить и явно, чтоб там двор и суды сделать». — Так рассказывал сам Петр I в предисловии к «Морскому уставу».

Переяславское (или Плещеево) озеро в настоящее время занимает площадь около 50 км2 и имеет глубину до 25 метров, однако, как свидетельствуют краеведы, в те времена и глубина, и площадь его были значительно больше. Здесь было где разгуляться!

Постройка трех яхт и двух малых «потешных» фрегатов — первых кораблей флотилии — началась, очевидно, в конце 1688 г., так как только в августе Петр поселился в одном из местных монастырей. Работы велись всю зиму, без перерыва, с таким расчетом, чтобы к весне корпуса были готовы. Петр сам вытесывал отдельные детали, вникал во все мелочи дела, учился у иноземных корабельных мастеров Бранта и Корта, у русского мастера отделочных работ Герасима Костоусова. Он же был и главным организатором всего цикла судостроительных работ, начиная от заготовки леса.

Зимой Петру неоднократно приходилось выезжать в Москву — женитьба и государственные дела отвлекали его, тем не менее в июне он смог написать матери: «Суды удались все зело хороши», — были полностью готовы первые пять кораблей. Ни названия их, ни размеры нигде не указаны, можно лишь предполагать, что трехмачтовые фрегаты имели не более 60 футов длины по килю, а яхты — не более 35 футов.

Послёдовавшие затем важные события отвлекли Петра от любимого дела на целых два года. Только 29 ноября 1691 г. он смог вернуться в Переяславль и немедленно начал подготовку к расширению масштабов судостроения — постройке большой «потешной» флотилии.


Было выбрано место на южном берегу озера — около села Веськова. Здесь начали строить небольшой дворец для Петра, мастерские для изготовления корпусных деталей, отдельную мачтовую мастерскую, шесть амбаров для хранения материалов, кузницы, сараи, конюшни и другие постройки, включая шесть изб для «работных людей». В течение осени и зимы велась интенсивная заготовка корабельного леса. К Веськову везли дубовые кряжи, доски, паклю, пеньку, канаты, пушки, железо, слюду. В подошве горы начали рыть специальный канал для спуска и вывода в озеро кораблей, а для спуска малых судов — котлован (следы этих сооружений заметны еще и в наши дни).

Ко всем работам широко привлекали местное население. Кроме того, Петр обложил крестьян специальным сбором «про государев обиход»: по особому указу переяславские монастыри собрали с них 734 рубля — по тем временам сумму немалую. Крепостные крестьянки ткали в монастырях полотно для парусов.

Для руководства работами Петр привез из Москвы 16 верных людей; в его отсутствие за старшего всегда оставался Яким Воронин.

В этот период Петр заложил первый сравнительно большой корабль и сам как плотник работал на его постройке. Вместо отдыха в те же дни в особой избе разрабатывал чертежи новых судов.

Его увлеченность новыми делами ярко характеризует такой случай. 8 Россию прибыл новый посланник Персии. На сообщение об этом Петр не обратил никакого внимания. Тогда дядя царя Нарышкин и князь Борис Голицын были вынуждены специально приехать в Переяславль; они едва упросили Петра отправиться в Москву принять дипломата, доказывая, что иначе испортятся отношения между Россией и Персией. Немедленно по окончании церемонии Петр вернулся в Переяславль, успев сделать квартирмейстеру Преображенского полка Луке Хабарову распоряжение переправить на озеро рее мелкие суда, которые были построены в Москве в течение последних двух лет (об их количестве упоминаний нигде нет).

1 мая 1692 года Петр спустил на воду заложенный им корабль. Одновременно иностранные мастера кончали несколько других больших кораблей. Сохранились такие цифры. За зиму 1691—1692 гг. было доставлено к месту постройки 650 сосновых бревен и 4250 тесаных досок толщиной в 2 вершка, 1,5 вершка и 1 вершок.


К лету 1692 г. было построено до 100 единиц — фрегатов, кораблей, яхт, галер (точных цифр нет). И 1 августа этого года стало торжественным днем создания Переяславской военной флотилии, флагманом был самый большой корабль «Марс», имевший до 30 пушек. По окончании церковной церемонии на всех судах подняли паруса и было совершено плавание эскадрой вдоль берега. На торжестве присутствовала вся семья Петра, многие знатные люди из Москвы.

В течение месяца походы следовали один за другим, эскадра отрабатывала различные эволюции. Так, 13 августа Петр провел совместные маневры флотилии с Бутырским полком — с пальбой из пушек и ружей. 18 августа пересекли озеро и из-за штиля застряли на противоположном берегу. Окончание этого похода отметили торжественно: в честь приезда будущего адмирала Франца Лефорта был дан салют из пушек всех кораблей.

В начале сентября гости разъехались, но Петр оставался в Переяславле и руководил дальнейшими работами. Только длительная болезнь заставила его прервать их. Но известно, что сразу же по выздоровлении Петр снова приезжал в Переяславль — был здесь с 27 февраля по 7 апреля, а затем в последний раз плавал по озеру с 4 по 22 мая 1693 г.

Желание увидеть настоящее море и строить еще большие корабли привело молодого Петра в Архангельск, куда он выехал в первых числах июля 1693 г. Естественно, после плаваний по Белому морю возвращаться на озеро не захотелось.

Переяславская флотилия потеряла значение, сыграв роль важного этапа на пути от «потешных» плаваний и пробы сил в славном деле кораблестроения — к планомерному созданию мощного боевого флота и борьбе за овладение морями.

Какова же дальнейшая судьба флотилии? Заботясь о сохранении судов, Петр оставил на озере людей для их охраны и некоторых доделок. Готовясь к Азовскому походу, он сам приехал в Переяславль и отобрал пушки, подходящие для вооружения строящихся в Воронежа кораблей. Известно и о попытке переброски одного из «потешных» кораблей в строй действующего флота. Так, 17 декабря 1697 г. Петр писал из Амстердама Федору Ромодановскому о переводе самого большого корабля, «который Клас делал», в Волгу.

Несколько лет спустя Петр приказал переяславским воеводам учинить «постоянную к судам охрану», а сами суда бережно поставить под навесы, сделать подробную опись. Приказание выполнили в точности, но со временем, надеясь, что государь не будет наведываться, об уходе за судами позабыли. Крыши прогнили, вода заливала суда. Петр все же посетил Переяславль — по пути, отправляясь в Персидский поход. Увидев бедственную картину, он издал строгий указ: «Надлежит вам беречь остатки кораблей, яхт и галеры; а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомках ваших, яко пренебрегших...»

Из Петербурга приехал корабельный мастер Шелудяков, из монастырей прислали 300 крепостных. Все суда вытащили на левый берег реки Трубеж у самого городского вала и поставили под навесы. Много позже, в 1788 г., большой пожар уничтожил часть города и всю флотилию. Уцелел только один ботик «Фортуна», который находился далеко от пожара, на месте делового двора у села Веськова. В 1803 г. для ботика был построен специальный павильон, в котором он и хранится до наших дней. Теперь это место носит название «Историческая усадьба ботик». Здесь же хранятся и другие экспонаты, имеющие отношение к судостроению тех лет: клепаный котел для варки смолы, якорь, мачты, блоки,. снасти и другие предметы.


Понравилась ли вам эта статья?
+4

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Первопроходцы пересечения Атлантики на малых судах
По Сибирским рекам на двух мотолодках типа «Обь»
У Дальневосточных причалов — путешествие по Амуру
Подводная лодка «Щ-421» под парусом
Конструктор бензиновых лодок Владимир Николаевич Пылков
5000 миль в океане на самодельном боте «Либердаде»
Три «сказки» из книги «Джон Мейсфилд»
По внутренним водам на яхте «Искра» класса Л6
Последнее плавание парусного катамарана «Север»
Отрывок из книги Ю. Д. Клименченко «Корабли идут дальше»
Самый лучший рейс в мире Терезы Ремишевской
На чем плавают на туристской реке Белой?
Плавание из Череповца на Онежское озеро на катере «Эврика»
Загадка «исчезновений» острова Пасхи
Увлечения парусными кораблями молодого царя Петра I

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Создание «потешной» флотилии на Плещеевом озере

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Глава «Ветер дальних странствий» из книги «Корабли идут дальше»
Поход Новосибирск — Байкал на мотолодках «Южанка»
Кругосветное плавание сэра Френсиса Дрейка
Три плавания за полярный круг по рекам Лена и Енисей
Дальнее полярное плавание на яхте «Мествин» 1971 года
Окончание отрывка рассказа из книги «Корабли идут дальше»
Путешествии по реке Камчатка на «Казанке»
По Японскому морю на яхте «Россия» класса Л6
Плавание на швертботе «Мева» по реке Дунай
Внезапные атаки рыбы-меч на корабли
Дмитрий Дурасов — рассказ «Муравьиные острова»
Дмитрий Дурасов — рассказ «Триста тысяч»
Голубыми дорогами кольского Заполярья
В одиночку по Атлантике на яхте «Опти» из книги Леонида Телиги
Путешествие по Волге на мини-яхте «Лада»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Вероника
26.03.2018 23:37
Я не нашла ответ на вопрос.
ответить цитировать



Сколько будет 28 + 28 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории