Проходить Неву с ее мостами и Ивановскими порогами пришлось на буксире — мотора на нашей новенькой, только что с верфи яхте не было. Но 27 июня в Петрокрепости мы поставили паруса и пошли через Ладогу, Свирь, Онегу, Волго-Балт, Волгу, Волго-Дон, Азовское море — домой, в Севастополь.
И на Свири, и на Волго-Балтийском канале много хлопот доставляло шлюзование — суда под парусами особого доверия на шлюзах не вызывают.
На Волго-Балте пришлось как следует поупражняться в лавировке. Канал неширок, а ветер восточных четвертей держался четыре-пять баллов, так что до самого Череповца мы беспрерывно меняли галсы.
В Рыбинском водохранилище переменные по направлению ветры тоже заставили провести всю ночь в лавировке. Мы несли рейковый стаксель и убедились, что скорости судну он не прибавляет, хотя и облегчает работу вахтенных. К утру 6 июля ветер стал заходить на фордевинд, и мы впервые поставили спинакер. К полудню небо заволокло темными тучами. Едва успели убрать грот и нарядиться в штормовые робы, как налетел шквал. Вскоре ветер стал слабеть, мы снова поставили грот и быстро домчались до шлюза, ведущего в Волгу.
Движение по Волге, особенно ночью, требует большой осторожности. Осадка яхты вынуждала держаться судового хода. Снизу и сверху шло много судов, и мы им мешали — под одними парусами быстро не сманеврируешь. Иногда большие суда нас не замечали, хотя «Искра» несла все предписанные ППСС огни. Приходилось держать наготове ракетницу и с ее помощью напоминать о себе и своих правах.
Запомнилась «атака» моста перед Ульяновском. К вечеру 12 июля мы открыли впереди зарево и правильный ряд огней. Через несколько часов хода огни превратились в мост высотой до 15 м — для нас явно недостаточно. Утром по реке шла изрядная зыбь, ветер дул попутный. Мы поставили стаксель и выбросили на борт гик, на ноке которого разместились три человека для закренивания яхты. В. Гафт сидел на мачте у топа и докладывал обстановку, Г. Бабкин на тузике с кормы одерживал яхту, Л. Лазаренко стоял на носу, готовый отдать якорь. Капитан Г. Зубов непрерывно замерял глубину футштоком, так как мы шли в более высокий крайний пролет моста, под которым вполне можно было ожидать мели. Операция собрала много зрителей и окончилась успешно, лишь однажды вымпел чиркнул по фермам моста.
В этот же день мы стартовали из Ульяновска на Казань как участники Всесоюзной крейсерской гонки, которую закончили 20 июля, заняв общее второе место.
Тольятти, Куйбышев... Наибольшую скорость (около 10 узлов) «Искра» показала у Сызрани, когда мы при семи-восьми-балльном ветре поставили спинакер. Спинакер-гик гнулся, карабины разгибались, и их приходилось менять. Яхта легко обходила небольшие моторные суда. Но ночью спинакер пришлось убрать: судовой ход на Волге местами извилист, видишь сразу много буев, чтобы разобраться, какой из них ближайший, требуется время. Даже днем не всегда ясно, куда повернет река — с изумлением, например, воспринимаешь теплоход, идущий как бы прямо из зеленой рощи.
Во время шлюзования на Волго-Доне одна вахтерша спросила нас: «Зачем вы так мучаетесь, ребята?» И мы ей весело ответили: «Сами не знаем!» Финиш был уже близок, казалось, что все трудности позади На Дону у станицы Константиновской встретили двухмачтовую яхту «Перун II» под болгарским флагом Пройдя со свежим ветром Азовское море, днем 8 августа вошли в Керчь.
За 37 ходовых суток мы прошли 5000 километров со средней скоростью около трех узлов.