«У нас в стране есть самые широкие возможности для развития путешествий на колесных яхтах, — пишет в редакцию тренер И. Л. Рожков из г. Копчагай Алма-Атинской области, — и пора уже относиться к ним как к новому самостоятельному виду парусного спорта». Сам он с товарищами совершил уже два похода на колесных яхтах. Первый, протяженностью около 1600 км, по маршруту Уральск — Гурьев — Октябрьск — Эмба, второй — из Актюбинска до Целинограда.
Предлагаем вниманию читателей краткий рассказ еще об одном походе. Супруги Р. П. и И. А. Герке прошли на самодельной пляжной яхте «Инро» от Бейнеу до Аральского моря по маршруту, частично совпадающему с описанным В. И. Нелипой и Г. С. Романенко в сборнике №51. Размерения «Инро»: длина корпуса — 4 м, ширина по поперечной балке — 3 м, высота мачты — 6 м. Применены паруса со швертботов: грот от «Финна», грот и стаксель с «Кадета». Общий вес с рангоутом — около 120 кг, с полной нагрузкой — 350 кг. Переднее (рулевое) колесо — от мопеда «Рига», боковые — от мотоцикла «Восход».
Бескрайняя выжженная пустыня коричневым морем окружает нас. Никаких ориентиров. Желтоватоголубое небо, гнетущее безмолвие, нарушаемое шумными порывами горячего ветра. Усталые, мы сидим на колесах яхты. За плечами неделя изнурительного перехода. Мы в самом центре плато Устюрт, одного из самых малонаселенных мест в мире. Палящее солнце не щадит ничего. Температура на поверхности почвы достигает 60°: жук-долгоносик, перевернутый на спину, гибнет за несколько секунд. Все живое прячется в щели, норы, под камни...
Три года мы мечтали пройти по этой земле на колесах под парусом, конструировали, строили. Выгрузившись в Бейнеу, буквально рядом с рельсами собрали свою двухместную яхту и на следующий же день провели «пробу дороги». Затем пришлось «акклиматизироваться» — три дня пережидать частую в этих краях пыльную бурю. Это время не пропало даром. Специалисты, сооружающие среднеазиатский газопровод, помогли нам в разработке маршрута и обеспечении безопасности. Большую помощь в подготовке путешествия оказали там и строители железной дороги Бейнеу — Кунград — ударного комсомольского объекта. Люди здесь чутки и отзывчивы, всегда готовы помочь знакомому и незнакомому.
Первое впечатление: рельеф совсем не такой ровный, как мы предполагаем в Риге. Кочки, рвы, ямы, ухабы неизвестно откуда и куда ведущие разбитые дороги. Идти в лавировку трудно. Ветер то задувает со штормовой силой, то стихает так, что приходится вылезать и толкать яхту; не успеешь, набрав скорость, впрыгнуть на ходу за руль, вновь надо вылезать, — и так без конца, до полного изнеможения. Пересыхает в горле. То и дело приходится останавливаться, чтобы перевести дыхание, сделать несколько глотков крепкого чая. Температура 35—40° в тени, только тени-то нет! Единственное спасение — ветер, но он сушит. А воды (при выходе в путь) всего 56 л на двоих, больше взять некуда!
Солнце начинает клониться к горизонту, скоро желанная прохлада и ужин — хлеб, соленая рыба, консервы, чай, две-три таблетки витамина С. Темнеет быстро. И сразу — глубокая темная ночь. Миллиарды звезд. Бесшумно проплывают несколько красноватых точек — спутники!
И так изо дня в день целую неделю, бесконечно длинную неделю. Были уже и первые сюрпризы пустыни: фаланга в кружке с водой — чуть не проглотили в темноте, скорпион в вещевом мешке, змея, «пригревшаяся» под палаткой; теперь перед сном внимательно перетряхиваем все вещи и окапываем палатку, (Безопаснее всего спать в яхте, колеса которой отделяют нас от земли.) Вспоминается прошлый ночлег за Жаслыком: сопровождавшая нас собака вдруг заскулила, а утром мы обнаружили ее мертвой. Местные жители объяснили, что это укус змеи.
Временами кочки и кустики исчезают, и яхта, шурша шинами, вылетает на такыры — покрытые потрескавшимся слоем глины равнины. Тогда скорость достигает 60—70 км/ч, от восторга замирает сердце! Жаль, что такыры кончаются очень быстро, через 5—7 км.
Уже пришлось ремонтировать треснувшую мачту и гик. Треснул и поперечный брус, на который приходится основная нагрузка. (Если брус не выдержит, придется нам — воду в рюкзаки, компас и карту в руки и пешком до ближайшего населенного пункта!) Но пока яхта движется, подпрыгивая на бесчисленных ухабах. Идем практически напрямую по компасу, обходя лишь отдельные труднопреодолимые препятствия.
Миражи в колеблющемся от жары воздухе уже перестали удивлять. К примеру, за горизонтом появляется высокий лес, а перед ним отчетливо видно неподвижное озеро. Подъезжаем ближе — озеро исчезает, а лес превращается в невысокий кустарник, через который яхта пробирается, словно танк. Но вот, кажется, уже не мираж: показываются неясные очертания труб газокомпрессорной станции.
Долгожданный Комсомольск-на-Устюрте! Мы слегка ошиблась в расчетах и вышли чуть левее его. Жара, пыльные смерчи. И на фоне всего этого — чистенький рабочий поселок, асфальтированная улица, молодые зеленые деревья, огороды.
До моря всего 12 км, но, как назло, стихает ветер, мы вынуждены остановиться на ночлег. С утра отличный попутный ветер и как-то совершенно неожиданно, где-то внизу открывается ярко-голубое-зеленое-синее море. Такой яркой палитры цветов мы еще не видали.
Мы стремились к тебе, Арал, по безводной пустыне в течение двух недель, проделав свыше 500 км! Но чтобы дойти до берега, надо спуститься вниз. Дорога извилиста и крута, тормозов у яхты нет. Стаскиваем ее на руках. На половине спуска она срывается — удержать невозможно! Вцепившись во что-то, выруливаем на приличной скорости вниз на небольшую площадку, где удается круто развернуть яхту носом против спуска и предотвратить гибель нашей родной «Инро». Вся в клубах пыли, она застыла у кромки обрыва. Только теперь чувствуем усталость...
Вытянув яхту на прибрежный песок, мы с огромным удовлетворением погрузились в теплые воды Арала. Правда, одному из нас пришлось передвигаться к морю с помощью самодельного костыля — лихой спуск с плато закончился легкой травмой ноги, но разве это могло уменьшить нашу радость?