Как показывает опыт, овладеть техникой управления виндсерфером может каждый после нескольких часов упражнений, особенно под руководством опытного тренера. Тем, у кого не окажется наставника, будет полезно начинать занятия виндсерфингом, следуя публикуемым здесь советам одного из зачинателей этого вида спорта у нас в стране — председателя комиссии виндсерфинга при Федерации парусного спорта г. Ленинграда П. Д. Пастухова,
Для начала познакомимся с устройством виндсерфера и названиями отдельных его частей (рис. 1). Конструкция и материал корпуса, мачты и гиков могут быть различными, но принципиально размеры и устройство всех виндсерферов идентичны. Для желающих построить виндсерфер самостоятельно напомню, что чертежи лодки комбинированной конструкции из фанеры и пенопласта были приведены в № 54 (1975 г.) сборника, корпуса из стеклопластика — в сборнике №60, а виндсерфера, изготовляемого целиком из пенопласта, — в журнале «Техника молодежи» № 8 за 1975 г.
Во всех конструкциях мачта с парусом и гиком легко отделяется от корпуса для удобства переноски снаряда. Мачту с парусом лучше всего переносить над головой, причем свободный конец гика должен быть всегда направлен по ветру. Корпус переносят, взявшись одной рукой за шверт, а другой за углубление степса мачты.
Непременное условие, которому должен отвечать человек, встающий на виндсерфер, — умение плавать. Для безопасности на период обучения ему всегда должен сопутствовать еще один человек, лучше всего на гребной лодке.
Упражнение 1
При выполнении этого упражнения (рис. 2) спортсмен привыкает к парусу, учится соизмерять силу и направление ветра со своими усилиями и наклонами тела. Выполняется оно на берегу на открытой для ветра площадке. Встаньте спиной к ветру и положите парус (в дальнейшем будем подразумевать, что парус поставлен на мачту и растянут по гику) таким образом, чтобы топ мачты находился с подветренной стороны от вас. Возьмите в руки стартовый шкот, установите парус вертикально. Под действием ветра парус развернется во флюгерное положение— гиком по ветру. Теперь возьмите рукой гик около мачты — эту руку дальше будем называть мачтовой. Другой рукой возьмите гик на расстоянии от мачты, примерно равном ширине плеч. Эта рука — шкотовая.
Начинайте плавно поворачивать гик на себя — навстречу ветру. Вы почувствуете, как парус наполняется ветром и начинает тянуть вас вперед. Компенсируйте тягу паруса отклонением тела назад. Чем больше ветер наклоняет мачту, тем сильнее вы вынуждены отклониться назад, чтобы сохранить равновесие. В этом упражнении мачтовую руку желательно держать вытянутой, а шкотовую слегка согнуть в локте.
Для того чтобы прочувствовать усилие ветра под разными углами установки паруса по отношению к нему, попробуйте поворачиваться с мачтой и держать парус наполненным ветром. Старайтесь, чтобы мачта была близка к вертикали — на виндсерфере манипулируют в основном ее наклоном как в продольном, так и в поперечном, относительно корпуса направлении.
Упражнение 2
Спустите виндсерфер на воду на мелком месте (глубина — около 1 м). Вставьте в колодец шверт, заберитесь на корпус и встаньте во весь рост. Переступая ногами в районе шверта, повернитесь на 360°, постарайтесь удержать равновесие при этих перемещениях.
Когда освоите это упражнение на тихой воде, потренируйтесь держать равновесие на небольшом волнении. Для того чтобы выйти на открытую акваторию, вам придется освоить движение на серфере без весел. Можно сесть на лодку верхом, взять в руки шверт и использовать его в качестве гребка (рис. 3, а). Хороший ход получает лодка, если на нее лечь животом и грести руками, как это делает пловец, плывущий стилем баттерфляй (рис. 3,6). При этом мачту нужно развернуть топом назад, а гик положить вдоль лодки.
Во время соревнований очень многое зависит от умения спортсмена быстро забираться на серфер и поднимать парус из воды. Для начинающих можно рекомендовать следующий прием (рис. 4): подплыв к корпусу перпендикулярно с борта, положите на него сверху обе руки, схватитесь за противоположный борт и, подтянувшись на руках, ложитесь на лодку (сначала на грудь), затем заносите на корпус ноги.
Итак, вы научились свободно стоять на корпусе и балансировать на волнении, умеете «бороться с ветром» на берегу. Теперь самое время перейти к третьему упражнению — подъему паруса из воды.
Упражнение 3
Вставьте в гнездо степс мачты, расположив ее с подветренной стороны от виндсерфера. Заберитесь на лодку и встаньте спиной к ветру. Возьмите в руки стартовый шкот и плавно потяните мачту на себя. Для того чтобы сохранить равновесие, отклонитесь назад. Ноги при этом должны находиться справа и слева от мачты, ступни стоять в диаметральной плоскости корпуса близ степса.
Перебирая руками стартовый шкот, поставьте мачту вертикально. Максимальное усилие, которое вам нужно приложить, будет в момент отрыва мачты от воды (рис. 5). Потренируйтесь — это упражнение надо выполнять быстро (двумя-тремя рывками).
Что делать, если мачта лежит не по ветру, а с наветренной стороны корпуса? Такое положение в ходе гонок оказывается достаточно часто. Отработайте ваши действия и на этот случай. Слегка приподнимите мачту над водой и передвигайте ее через носовую оконечность лодки на подветренную сторону (рис. 6, а, б. в).
Упражнение 4
Стоя спиной к ветру и удерживая парус за стартовый шкот возле самой мачты, наклоняйте мачту вправо и влево относительно линии ветра. При этом виндсерфер будет поворачиваться. Добейтесь полного поворота на 360° только за счет наклона мачты и только за стартовый шкот. При повороте виндсерфера спортсмен должен все время стоять спиной к ветру. При повороте он как бы переступает в одну сторону, в то время как корпус вращается в другую.
Упражнение 5
Установите виндсерфер на курс бакштаг таким образом, чтобы ветер дул с кормы под углом к продольной оси лодки. Возьмитесь за гик сначала мачтовой, а потом и шкотовой рукой. Оставляя парус растравленным, наклоните мачту слегка на ветер (на себя) и в нос. После этого потяните за гик шкотовой рукой. Парус наполнится ветром, и виндсерфер придет в движение. Наклоняя мачту вперед или назад, старайтесь удержать его на курсе. Помните, что при наклоне мачты вперед центр давления ветра на парус также перемещается вперед относительно центра бокового сопротивления корпуса дрейфу (гидродинамическая сила приложена к шверту) и нос виндсерфера поворачивается по ветру — лодка уваливается под ветер. При наклоне мачты назад центр парусности также смещается назад и нос поворачивается против ветра — лодка приводится к ветру. Добейтесь прямолинейного движения виндсерфера по курсу, а затем и точного выхода в намеченную точку.
Видимо, пора привести несколько общих сведений из теории плавания под парусами и познакомиться с терминологией. В зависимости от положения парусника по отношению к ветру различают следующие основные курсы (рис. 7): бейдевинд, галфвинд, бакштаг и фордевинд.
Если яхта стоит носом точно навстречу ветру, то такое положение называется левентик. Курс бейдевинд считается острым курсом, курсы бакштаг и фордевинд — полными.
За счет чего же виндсерфер может двигаться под углом к направлению ветра? Для ответа на этот вопрос рассмотрим силы, действующие на лодку и парус (рис. 8). На парусе под влиянием потока воздуха, как на крыле, возникает аэродинамическая сила F, направленная примерно перпендикулярно его полотнищу. Условно эту силу можно разложить на силу тяги Т, движущую лодку по курсу, и силу дрейфа D, направленную поперек курса.
На корпус со стороны воды действуют соответствующие противоположно направленные силы: Rx — сопротивление воды движению корпуса и Ry — сопротивление дрейфу корпуса под ветер. При установившемся движении лодка идет с небольшим углом дрейфа а и силы F и R действуют в одной вертикальной плоскости. Так как одна из них (F) приложена к парусу, а вторая (R) к шверту, появляется пара сил, стремящаяся накренить лодку. Спортсмен своим весом противодействует этой паре сил, добиваясь равновесия (языком формул — Р·а=F-b; см. рис. 9).
Если рассмотреть действие сил в горизонтальной плоскости (рис. 8), то можно заметить, что и здесь действуют пары сил: Т и Rx (плечо с) и D и Ry (плечо d). Первая пара стремится привести лодку к ветру (момент сил Т·с), вторая — увалить (момент D·d). При прямолинейном движении оба момента равны. Но если спортсмен захочет сам привести лодку к ветру, ему надо увеличить момент M1 и уменьшить М2. Для этого достаточно наклонить мачту в подветренную сторону и в корму. При этом плечо d уменьшится, ас — увеличится (рис. 10, а). В случае если нужно увалиться под ветер, мачту наклоняют вперед и в наветренную сторону (рис. 10,б).
Убедитесь на воде, что можно управлять виндсерфером даже за счет одной из двух указанных составляющих. Например, если при свежем ветре необходимо увалиться, то следует наклонить мачту на ветер, только слегка наклонив ее в нос. При большом наклоне мачты в нос вы будете вынуждены принять неправильную стойку, что может привести к потере равновесия и падению. В лучшем случае вы будете вынуждены выпустить гик из рук.
Как правильно определить оптимальный угол, под которым надо держать парус по отношению к ветру? Для каждого случая (разные паруса, мачты, курсы) этот угол будет различным. Умение правильно ставить парус достигается долгими и упорными тренировками, но для первых шагов можно предложить следующее. Поставьте парус по ветру. Начинайте медленно поворачивать его, увеличивая угол атаки. Наступит такой момент, когда парус перестанет заполаскивать, но передняя шкаторина еще будет выгнута навстречу ветру. Если продолжать увеличивать угол атаки, то как только задувание по передней шкаторине исчезнет, парус станет в нужное положение. При этом парус должен, как говорится, «дышать». Эти рекомендации справедливы только для острых курсов.
На острых курсах можно пользоваться и таким предварительным правилом — гик должен делить угол между направлением ветра и курсом яхты примерно пополам. Чем ближе к фордевинду уваливается виндсерфер, тем ближе к прямому углу (по отношению к ветру) должен поворачиваться гик.
В предыдущем номере сборника был предложен ряд упражнений для освоения виндсерфинга. Начинающие спортсмены познакомились с основными терминами этого нового вида спорта и взаимодействием сил, действующих на виндсерфер и парус. Во второй части статьи перейдем к элементам управления виндсерфером — поворотам и лавировке. Но для начала еще несколько основных определений.
Если какое-либо парусное судно идет под острым углом к направлению ветра, такой курс называют острым. Если ветер дует с кормы — под тупым углом к направлению движения, курс называется полным. При направлении ветра под 90° к курсу яхты говорят, что она идет в полветра или в галфвинд.
На рис. 1 виндсерфер А идет под более острым углом к ветру, т. е. круче, чем Б. О виндсерфере Б говорят, что он идет полнее или увалистее. Если же виндсерфер А изменит курс, как показано стрелкой, и пойдет полнее, это называется увалиться под ветер. Напротив, если виндсерфер Б пойдет круче, это называется привестись на ветер или к ветру.
Все, что находится со стороны ветра, считается наветренным, то, что располагается по другую сторону судна,— подветренным. Соответственно виндсерфер А в нашем примере — подветренный по отношению к Б, а Б — наветренный по отношению к А.
Если парусник, следуя курсом бейдевинд, начнет приводиться и пересечет линию ветра носом (положение «левентик» на рис. 2), то говорят, что он совершил поворот оверштаг. При показанном на рис. 2 повороте оверштаг парусник сменил галс с левого на правый (если ветер дует с левого борта, галс называют левым, если с правого — правым).
Теперь представим, что наш парусник начал уваливаться. Наступит такой момент, когда он пересечет линию ветра кормой и парус его перебросится с одного борта на другой. Следовательно, парусник сменил галс и совершил поворот (рис. 3) фордевинд или, иначе, через фордевинд.
Итак, теперь вы знаете курсы, галсы и повороты. Продолжим упражнения.
Упражнение 6
Поворот оверштаг и лавировка. Для того чтобы выполнить поворот оверштаг, необходимо сначала привестись до курса бейдевинд. Наклоните мачту в корму и на подветренную сторону. Нос виндсерфера пойдет в сторону ветра, он встанет точно против ветра — в положение левентик.
В тот момент, когда парус начнет заполаскивать, перейдите с одного борта на другой, оставив мачту наклоненной в корму, чтобы парус свободно полоскался, а виндсерфер, не теряя инерции, перешел носом положение левентик.
Поворот оверштаг применяется при лавировке, т. е. в случае, когда нужно идти зигзагами в бейдевинд, чтобы прийти в точку, расположенную прямо против ветра (рис. 4). Движение осуществляется следующим образом. Сначала делается галс курсом крутой бейдевинд в одну сторону, затем после поворота оверштаг виндсерфер меняет галс и идет в другую сторону. Таким зигзагообразным курсом виндсерфер постепенно выбирается на ветер, хотя прямо против ветра идти не может. Это и есть лавировка.
При слабом ветре ходить в ла-вировку нетрудно. Но как только ветер усилится, у спортсмена возникает впечатление, будто виндсерфер не отцентрован: стоит оторвать парус от воды, как виндсерфер бросается к ветру. В этих случаях пригодятся следующие рекомендации.
Первая: после поворота надо выбирать парус рывком. Это уменьшит период, когда парус работает только задней частью своей площади и равнодействующая сил давления ветра смещена в корму. Иллюстрацией этого служит рис. 5. На рисунке показаны три положения паруса относительно ветра и три соответствующих им положения точки приложения равнодействующей силы давления ветра на парус.
Вторая: при сильном ветре перед тем как лечь на нужный курс надо наклонять мачту с растравленным парусом на ветер гораздо сильнее, чем при слабом. Добирать парус до места надо одновременно с «броском» тела на наветренную сторону. Инерцию тела погасит аэродинамический удар ветра при повороте паруса.
При выполнении этого упражнения начинающие спортсмены часто падают в воду, но освоить это движение необходимо: иначе вы не сможете ходить в сильный ветер и сразу набирать скорость.
При постепенном ослаблении ветра вы можете почувствовать, что «проваливаетесь» навстречу ветру. В этом случае надо подобрать шкотовой рукой парус — он поможет удержать равновесие; однако поло-жение, когда парус «перебран», не должно длиться долго, так как при этом парус не развивает нужной тяги и скорость виндсерфера быстро падает.
Упражнение 7
Поворот фордевинд и полные курсы. Самый трудный курс при сильном ветре — фордевинд. Для того чтобы начать движение на этом курсе, мачту нужно наклонить от себя, затем резко выбрать парус с одновременным приседанием на ногу, находящуюся ближе к корме (рис. 6). Ноги при движении на этом курсе должны располагаться в ДП.
Борьбу с ветром на первых порах облегчает слегка выбранный шверт. Благодаря этому уменьшаются усилия на парусе.
При повороте фордевинд спортсмен (см. рис. 3) должен увалиться до курса фордевинд, для чего надо наклонить мачту вперед и на ветер. Наступит момент, когда снаряд будет идти прямо по ветру. Теперь, чтобы переменить галс, нужно Отпустить гик шкотовой рукой — парус свободно повернется по ветру; остается только сменить мачтовую руку и выбрать парус за гик с другой стороны.
С приобретением опыта у каждого спортсмена появляются свои приемы хождения на виндсерфере, соответствующие его индивидуальным особенностям — весу, физическому развитию и «характеру» виндсерфера, который постигается только при длительной тренировке.