В предыдущем выпускемы рассмотрели основные понятия, связанные с формой (обводами) корпуса и способом ее изображения на чертеже. Теперь познакомимся с конструкцией корпуса судна, которая обеспечивает ему прочность и водонепроницаемость. Знакомство начнем с изучения рисунков яхты и катера. Основные части корпуса, показанные на этих рисунках, можно найти и у любого другого судна.
Наружная обшивка — сравнительно тонкая водонепроницаемая оболочка, образующая точную форму корпуса. Однако на плаву ее жесткости и прочности недостаточно, чтобы сохранить эту форму: вода стремится сжать борта судна, изогнуть корпус, сплющить его. Даже если обшивка и выдержит эти нагрузки, то, работая при встрече с волнами как эластичная мембрана, она рано или поздно потеряет монолитность, будет пропускать воду.
Чтобы сделать обшивку более жесткой, внутрь корпуса вставляют «распорки» — элементы набора судна. На небольших лодках ими служат поперечные сиденья— банки, надежно связанные с бортами; на более крупных судах — поперечные переборки и палуба (вместо переборок могут применяться шпангоутные рамки, как это имеет место на большинстве фанерных мотолодок). Палуба препятствует как сближению бортов, так и изгибу корпуса в продольном направлении; поперечные переборки как бы «держат» форму наружной обшивки.
Этими элементами можно ограничиться при достаточно прочной обшивке, например, на мелких судах «скорлупной» конструкции из стеклопластика, шпона, металла На более крупных судах оказывается выгодным не увеличивать толщину обшивки, а подкреплять ее часто поставленными ребрами — такой корпус получается легче. Ребра, расположенные поперек судна, называются шпангоутами, а идущие в продольном направлении — стрингерами (иногда, на металлических корпусах, — продольными ребрами). На судах с дощатой обшивкой шпангоуты необходимы еще и для связи отдельных досок (поясьев) между собой.
Подобным же образом подкрепляются палуба и переборки; ребра на них называются соответственно бимсами и стойками.
Разумеется, если эти основные части корпуса не соединены надежно друг с другом, Судно в целом не будет обладать достаточной прочностью. Требуется установить дополнительные детали, связывающие конструкцию в единый скелет. Многие детали, как например киль, внутренние привальные брусья, шельфы, скуловые стрингеры, применяются только для деревянной конструкции. Киль в этом случае служит своеобразным «хребтом», на котором соединяются борта и шпангоуты. На металлических и пластмассовых судах киля и форштевня может и не быть — их функции часто выполняют утолщенные листы наружной обшивки.
С конструкцией мелких судов различных типов можно подробно познакомиться по чертежам, приведенным в сборнике. Отдельные детали набора подробно описаны в статье А. И. Павлова в 13 выпуске.