Обычно гости Херсона, осматривая достопримечательности города, обращают внимание на необычное здание с остроконечной башенкой, стоящее на берегу Карантинного острова. В путеводителях по Днепру это здание значится как Херсонский яхт-клуб. Однако у его причалов сейчас нельзя увидеть ни яхт, ни швертботов, ни гребных лодок.
Спортивная деятельность клуба начала регрессировать в середине пятидесятых годов. Основной причиной, видимо, явился стремительный рост морского и речного портов с их причалами, грузооборотом, транспортным, пассажирским и вспомогательными флотами, интенсификацией судоходства в районе пересечения основного русла Днепра с руслами рек Кошевая и Конка.
Популярные среди любителей водного спорта секции яхт-клуба: парусная, гребная, водно-моторная, плавания и прыжков в воду — постепенно прекратили свою деятельность. Правда, ее старались возобновить на водных станциях различных спортивных обществ, создаваемых ведомственными предприятиями.
Так, по инициативе команды крейсерской яхты «Весна», которая в основном состояла из судостроителей, в 1956 г. появилась водная станция Херсонского судостроительного завода. Место для нее было выбрано на Карантинном острове, немного ниже яхт-клуба, рядом с заводской проходной. В то время это было совершенно пустое место, заболоченное и поросшее камышом.
Чтобы построить водную станцию, потребовалось усилие большого коллектива людей, объединенных общей целью. Энтузиазм, предвкушение страсти спортивной борьбы, романтики крейсерских походов и активного отдыха обеспечили создание заводской водной станции в короткий промежуток времени. Основной ее целью было и остается культивирование водных видов спорта, таких, как водно-моторный, парус, гребля, плавание, воднолыжный слалом и прыжки в воду. В этих секциях занимаются работники завода, их семьи и учащиеся заводского ПТУ.
Со дня основания водной станции и до настоящего времени заводской совет физкультуры получает поддержку от профкома и руководства завода. Именно благодаря поддержке генерального директора Херсонского судостроительного производственного объединения, лауреата Ленинской и Государственной премий В. Ф. Заботина на заводе построена крейсерская яхта «Украина», которая является флагманом парусной флотилии города. Эту яхту знают все советские порты Черного моря и болгарский порт Варна.
Много лет «Украиной» командует опытный моряк Г. А. Циван. Основные обязанности капитана он успешно совмещает с работой руководителя группы начинающих яхтсменов, в которой занимаются дети работников завода.
На водной станции завода имеется еще 52 парусных судна. В основном это гоночные суда: швертботы, яхты и катамараны. Есть среди них и крейсерские яхты, построенные яхтсменами П. Середенко, Н. Задорожным, Ю. Бобковым, П. Смалем, Ф. Бергардом, В. Цветковым, А. Прудовым, Ю. Сегалом и др. Особое место среди них занимают яхты «Борисфен», «Петро Сагайдачний», «Пассат», «Альбатрос».
Возглавляют секцию парусного спорта Ю. Кайда и Г. Байзаков. Под их руководством обеспечивается участие яхтсменов во всех городских, областных и республиканских соревнованиях, а также в ставших традиционными гонках на Кубок лейтенанта Шмидта. Наибольшей популярностью у завод-чан и членов их семей пользуются «Гонки ветеранов», на которые приглашаются все желающие, независимо от возраста и спортивной квалификации.
Не меньшей популярностью пользуется гребля. Водная станция располагает 80 лодками. В основном это байдарки и каноэ. Занятия проводятся практически круглый год.
Профком, возглавляемый В. И. Бойченко и его заместителем В. П. Смерчинским, не жалеет средств на развитие водных видов спорта, и это дает свои результаты. За последнее время 6 человек выполнили нормы мастеров спорта СССР, 10 — кандидатов в мастера, 12 — получили первый разряд и свыше 80 — другие массовые разряды.
На водной станции созданы хорошие условия для обучения плаванию и сдачи норм ГТО. В прошлом году нормы сдали 8147 чел., включая учащихся подшефных заводу школ.
Есть на водной станции и свои проблемы. Ю. И. Заровный, начальник водной станции, говорит, что создание новых производственных мощностей объединения не только не позволяет расширить водную станцию, а наоборот, предусматривает ее перебазирование. В настоящее время совместно со специалистами главного архитектора города для нее выбрано новое удобное место в Стиблиевском лимане.
Акватория будет защищена естественной преградой от волн судов, проходящих по Днепру, и создаваемых низовым ветром, а сама станция расположится вблизи заводского жилищного массива. Основная трудность постройки новой станции заключается в том, что для создания фарватера и достаточной глубины акватории, обеспечивающих базирование и выход в Днепр килевых судов, потребуется выполнить значительный объем дноуглубительных работ.
«Спортсмены и общественность производственного объединения примут самое непосредственное участие в оборудовании водной станции на новом месте», — говорит председатель комитета физкультуры и спорта Г. Родин.