Японские кораблестроители не только весьма интенсивно развивают исследования в области использования ветра для движения судов, но уже и строят суда, несущие паруса.
Очередной сенсацией явилась сдача заказчику балкера «Усуки Пайонир» дедвейтом 26 000 т. Сенсацией потому, что это по-настоящему первое океанское судно, специально спроектированное с учетом применения вспомогательных парусов. Напомним, что на «Аква Сити» дедвейтом 30 900 т (см. № 115) идея использования парусных установок появилась лишь в процессе постройки судна.
Все уже построенные в Японии суда со вспомогательными парусными установками находятся под особым наблюдением — опыт их эксплуатации тщательно анализируется. Тем не менее поведение их в некоторых экстремальных ситуациях, например во время зимних штормов, изучено недостаточно. Некоторые исследователи считают реальной опасность ухудшения мореходных качеств (всхожесть на волну) при действии особо сильных ветров. Это было одной из причин усовершенствования парусных установок, предназначенных для «Усуки Пайонир». На всех предыдущих судах паруса складывались по вертикали. Теперь имеется возможность уменьшения площади за счет складывания верхней половины каждого паруса при опасном усилении ветра (свыше 20 м/с). В принципе же оба паруса судна (размеры их 20X16 м) рассчитаны на скорости ветра до 26 м/с — без малого ураган!
Парусами управляет компьютер, устанавливая их под оптимальным углом относительно направления ветра. Отдельный компьютер следит за нагрузкой главных двигателей — числом оборотов и шагом винта. Выбирается оптимальный режим с учетом мощности, генерируемой парусами.
При нормальной средней скорости в 13,5 узла расход топлива составляет 15 т/сутки, что заметно меньше, чем на других судах аналогичной грузоподъемности. Обводы корпуса специально спроектированы с учетом движения со вспомогательными парусами при наиболее экономичном режиме работы силовой установки. Для нового поколения судов со вспомогательными парусами характерна увеличенная ширина корпуса (на «Усуки Пайонир» — 25,2 м); это должно улучшить мореходные качества судна при ходе в сильный ветер с кормовых углов (~145°).
В проекте этого судна применен ряд интересных решений, обеспечивающих повышение надежности и экономичности силовой установки: на один гребной вал с ВРШ работают два двигателя; используется специальное топливо; установлен экономайзер; лопасти гребного винта отполированы, Надстройка судна сделана ниже, чем обычно: воздушное сопротивление — тоже немаловажный фактор!
Ожидается, что все эти мероприятия обеспечат снижение расхода топлива примерно на 40%.
Одновременно сдан заказчику танкер со вспомогательными парусами «Куойэ мару Л» 1» (дедвейт 4895 т) для рейсов от Кавасаки до портов острова Хоккайдо. Заключен контракт на малый танкер дедвейтом 390 т.
В эксплуатации находится уже восемь судов с парусными установками и, видимо, это только начало. Нобору Хачада — президент Японской ассоциации развития морских силовых установок (ЯАМДА) объявил о программе создания комплекса судов, состоящих из барж и судна-матки, причем команды на управление парусами будут подаваться с компьютера головного судна. Ведутся и другие работы — конструкторы верфи компании «Ниппон кокан» разрабатывают проект нового судна дедвейтом 35 000 т с парусными установками. Намечены и более высокие рубежи — балкер класса «Панамаск» и танкер дедвейтом 80 000 т. По мнению Н. Хама да, позднее можно будет взяться и за судно дедвейтом 100 000 т, но это уже — предел для разработанных парусных установок.
И еще одна новость: норвежское классификационное общество — «Дет Норске Веритас» — объявило о том, что оно готово освидетельствовать современные парусники любого назначения.