Судя по появляющимся время от времени в печати публикациям зарубежных патентов, конструкторы продолжают работать над идеей применения турбонаддува на подвесных лодочных моторах.
По-видимому, это устройство должно появиться в первую очередь на мощных многоцилиндровых моторах, на которых оно даст наиболее существенный эффект повышения мощности. К тому же на агрегате, который весит 180—200 кг, увеличение массы за счет установки турбокомпрессора, воздушных и газовых трубопроводов, воздухоохладителя оказывается не столь заметным, как на моторе средней мощности.
Вот, например, как представляют себе оборудование шестицилиндрового подвесного мотора японские инженеры Т. Кацусими и С. Когуо (Патент США 4827722. MKH FG2 В37/00, 1989). Двигатель имеет V-образное расположение цилиндров по три цилиндра в двух группах. Каждая горизонтальная пара цилиндров 10 питается от одного общего карбюратора 2; все три карбюратора установлены в воздухоприемной камере 1, которая играет также роль глушителя впуска.
Под капотом мотора 5 в его носовой части предлагается установить два компрессора 6 и 8, которые приводятся во вращение от газовых турбин 7. Отработавшие газы подводятся к турбинам от выпускного коллектора 11 и через трубопроводы 9 поступают в основной выпускной тракт двигателя.
Воздух из компрессоров нагнетается по воздуховодам 3 в приемную камеру 1, причем здесь он охлаждается, проходя через холодильник 13. Холодильник выполнен в виде полых пластин, внутри которых протекает вода, поступающая по трубопроводу 4 из системы охлаждения двигателя. По трубке 12 вода вновь возвращается в систему.
К сожалению, о практических работах по установке турбокомпрессоров на подвесных моторах в Японии или США редакция журнала сведений не имеет.