Из школьного курса физики известно, что если два магнита свести вместе одноименными полюсами, преодолевая силу их отталкивание, и оставить их в таком положении некоторое время, то это неизбежно приведет к их быстрому размагничиванию. Именно в этих условиях находятся пары магнитов 1—2 и 2—3 и только пары 1—4 и 4—3 (рис. 2) находятся в «нормальных» условиях. Именно поэтому по истечении примерно двух лет магнит 4 почти не теряет своей силы, а магнит 2 размагничивается почти полностью и фактически служит лишь механическим противовесом. К сожалению, если изменить расположение магнитов и установить их «правильно», то данная система вообще не будет работать (см. «КиЯ» №111)
Тем не менее выход из положение есть. На рис. 2,а показано, как изменяется мгновенное значение напряжения, вырабатываемого катушкой L1 за один оборот маховика между двумя моментами образования искры. Диод VD1 пропускает только положительные импульсы, вырабатываемые катушкой L1 (рис. 3). Эти импульсы образованы при движении мимо катушки L1 полуразмагниченных магнитов 1 и 3, а импульс 2 от «свежего» магнита 4 вообще не используется для накопления энергии в конденсаторе С1. Чтобы использовать энергию импульса 2, нужно заводскую схему изменить так, как показано на рис. 4, т. е. между катушкой L1 и остальной схемой включить диодный мост VD4...VD7 тогда эпюры подаваемого напряжения станут такими, как показано на рис. 2,6. Это было бы просто, если бы катушка L1 имела два вывода. К сожалению, соединение «земляного» вывода этой катушки с корпусом находится под обмоткой. Поэтому для переделки магдино следует проделать следующие операции (это касается моторов выпуска 1984—1985 гг.):
- перекусить провод, идущий от катушки L1 в плату, залитую эпоксидной смолой, так, чтобы конец провода, торчащий из заливки, был возможно длиннее;
- снять генераторную катушку L1 вместе с сердечником, отвинтив два крепежных витка (она самая большая из всех катушек магдино);
- любым механическим способом снять обмотку с сердечника, стараясь не повредить щечки. Если щечки все-таки сломались, сделать новые из стеклотекстолита и установить на место на эпоксидной смоле. Каждую щечку лучше всего сделать из двух частей, каждая из которых представляет собой прямоугольник из стеклотекстолита толщиной около 1 мм с прямоугольным отверстием посредине по размеру сердечника (рис. 5);
- обмотать сердечник несколькими слоями лакоткани или лавсана и намотать до заполнения 8000—10 000 витков провода ПЭВ сечением 0,1—0,12 мм (можно «внавал»). Пропитать намотку эпоксидным клеем, в который желательно добавить в качестве пластификатора трибутилфосфат или диметилфталат. Выводы сделать многожильным монтажным проводом, уделяя особое внимание изоляции. Сверху намотать защитный слой тканевой ленты, также пропитав ее эпоксидной смолой;
- диоды выпрямительного моста имеют настолько малые размеры, что их можно установить прямо на катушке L1 (со стороны оси маховика), обмотав все это тканевой лентой с эпоксидной пропиткой;
- установить катушку с сердечником на свое место. Минусовой провод соединить с «массой» в любом удобном месте, а плюсовой — с концом провода, выходящим из эпоксидной заливки схемы.
После этой переделки напряжение, вырабатываемое катушкой, увеличивается в несколько раз и ловится достаточным для образования надежной искры, несмотря на размагниченные магниты маховика;
- одновременно необходимо кнопку «Стоп» (по схеме — КУ) перенести из цепи управляющего электрода тиристора VS1 (рис. 3) в цель генераторной катушки L1, как показано на рис. 4. В противном случае, если на полных оборотах мотора нажать кнопку «Стоп», напряжение на конденсаторе С1 может увеличиться настолько, что он будет пробит. Поэтому надо провести в румпеле два провода вместо одного для подключения кнопки «Стоп» к катушке L1, не забывая о тщательной изоляции.
Переделанное таким образом магдино безукоризненно работает в течение пяти лет.