Все водномоторники знают, насколько опасен перегрев ДВС. Нарушение теплового режима может привести к задирам зеркала цилиндров и заклиниванию поршней, что означает полный выход двигателя из строя. При сильном загрязнении наших водоемов к водозабору системы охлаждения часто липнут полиэтиленовые пакеты, плотная бумага и т. п., что резко уменьшает количество воды, поступающей в систему. Индикатор температуры, который имеется на многих катерах со стационарными ДВС, является неплохим прибором, но часто судоводители, будучи заняты управлением судна, не обращают на него внимания- Предлагаемое простое электронное устройство световым и звуковым сигналами предупреждает водителя о сильном нагреве ДВС.
Схема (рис. 1) представляет собой пороговое устройство. Датчиком перегрева служит кремниевый транзистор VT1, прикрепленный через изоляционную слюдяную прокладку к медной пластине, которая в свою очередь крепится к блоку двигателя или выпускному трубопроводу системы охлаждения. Конструкция датчика показана на рис. 2. Пороговое устройство срабатывает при превышении определенной заданной температуры корпуса VT1 вследствие увеличения коллекторного тока транзистора. Благодаря наличию положительной обратной связи через резистор R4, транзисторы VT1 и VT2 открываются мгновенно (процесс протекает лавинообразно), соответственно срабатывает реле Р1, включающее лампу Л1 с красным светофильтром по схеме обычного мультивибратора. Частота генерации мультивибратора — около 1000 Гц. При снижении температуры на 10—12°С устройство возвращается в исходное состояние и вся индикация выключается.
При использовании сигнализатора на подвесном моторе в принципиальную схему необходимо внести небольшие изменения: стабилитрон VD1 — ДВ14А, резистор R1 — 650 Ом, резистор R3 — 3,3 кОм, реле типа РЭС-55. Вместо показанных на схеме оконечных устройств необходимо собрать схему по рис. 3 и питать прибор от двух батарей «Планета-2» — 3336 (старое название КБС-0,5); комплекта батарей хватает на 3 месяца.
Градуировку и налаживание сигнализатора можно проводить двумя способами. Первый — простой, но менее точный. Собранный прибор нужно соединить с источником питания напряжением 12,6 В, отсоединить плюсовой конец R1 от схемы — при этом реле должно сработать, что свидетельствует о правильности монтажа и исправности всех элементов схемы. После этого вывод R1 можно впаять на место. Нагрев паяльником медную пластину датчика, нужно убедиться, что реле опять сработало; после остывания пластины датчика на 10—12°С схема должна вернуться в исходное состояние. Далее следует установить все узлы устройства: датчик на двигатель, как рекомендуется, электронный блок в моторном отсеке, блок индикации под панелью прибора. Запустить и прогреть двигатель до рабочей температуры; вращая движок переменного резистора R3, добиться срабатывания аварийной сигнализации, потом повернуть R3 в сторону R1 примерно на 10—12°С; через 15—20 с сигнализация вернется в исходное состояние. На этом регулировку можно считать оконченной.
Второй способ более точный — по рабочей температуре воды в системе охлаждения. Для разных типов двигателей она составляет 60—90°С. Опустив медную пластину датчика в сосуд с водой и термометром, установить резистором R3 температуру срабатывания устройства на 10°С выше рабочей. На рис. 4 показана шкала, наклеенная на резистор, с отметками температуры.
Прибор состоит из трех блоков, каждый из которых собран в герметичной пластмассовой коробке, датчик находится в металлическом экране. Коэффициент усиления VT1, VT2 не менее 30—50; VT2 можно заменить на КТ817А (Б или В) или КТ807Б, VT3 иУТ4 — на МП-39 или МП-41. Конденсатор С1 должен быть стабильным, желательно К50-3-1 или танталовый. Все резисторы типа МЛТ-0,25. Реле — РЭС-22 (паспорт РФ4.500.129) или РЭС-9 (паспорт РС4.524.202).
Для варианта с подвесным мотором следует применять реле РЭС-55А (паспорт РС4.569.607).