Усовершенствование трансформатора ТЛМ
В «КиЯ» уже публиковались предложения по улучшению трансформаторов типа ТЛМ путем уменьшения потока магнитного рассеивания. Это предлагалось сделать за счет применения С-образного магнитопровода, который замыкает сердечник трансформатора.
Я изготовил и испытал замкнутый О-образный сердечник из листовой электротехнической стали. Катушка трансформатора оказалась полностью закрытой. Толщина пакетов пластин, располагающихся слева и справа, равна половине толщины основного сердечника. Этого вполне достаточно, чтобы собрать весь электромагнитный поток рассеивания. По краям сердечники стягиваются 4 болтами М3, крепление трансформатора на моторе осуществляется прежним способом — при помощи двух 6-миллиметровых болтов. Ширина пластин сердечника — 10 мм.
Вывод вторичной (высоковольтной) обмотки пришлось доработать, чтобы он не мешал расположить верхнюю часть дополнительного сердечника. Я срезал изоляционный выступ на ТЛМ, снял изоляцию ниже верхней поверхности трансформатора на 10 мм, к выводу припаял высоковольтный провод, идущий к свече, и изогнул его в сторону от мотора (для «Нептуна-23»). Место соединения залил кабельной мастикой МБК-70, покрыл клеем «Феникс» и лаком. Низковольтный вывод просто отогнул немного в сторону.
Для уменьшения потерь вихревых токов листы электротехнической стали покрыл лаком, тем самым изолировав их друг от друга.
Усовершенствованный трансформатор позволил заметно повысить напряжение на электродах свечи, искра теперь пробивает воздушный промежуток 6 мм. Двигатель стал устойчиво работать на малых оборотах, легко запускается.
Испытан был и второй вариант доработки трансформатора ТЛМ, не требующий нарушения изоляции выводов обмоток и среднего сердечника ТЛМ заводского изготовления. Охватывающий сердечник был изготовлен из пластин трансформатора, применяемого в радиотехнической промышленности. В этих пластинах были просверлены отверстия диаметром 6 мм, точно совпадающие со штатными отверстиями в трансформаторе ТЛМ, используемыми для крепления на моторе. Для обжатия пластин охватывающего сердечника просверлили 3-миллиметровые отверстия в углах пластин. Ширина пластин — 10 мм, общая толщина сердечника — 7 мм. О-образный сердечник прикладывался к одной стороне штатного сердечника.
При установке доработанного таким образом трансформатора на мотор получен такой же положительный эффект, что и в первом случае.
Как повысить надежность трансформаторов ЦШ
На моторах «Вихрь» с индексом «электрон» довольно часто ломается центральный резьбовой стержень под высоковольтный провод в трансформаторе ЦШ 5.720.001, а также отваливается вывод, идущий на распределительную колодку.
Нужна незначительная доработка, чтобы избежать этих неполадок. Крепление высоковольтного провода нужно сделать таким же, как и на трансформаторах ТЛМ — с внутренним резьбовым отверстием и гладким центральным стержнем. Для защиты этого соединения от влаги на конец высоковольтного провода достаточно надеть резиновый колпачок.
Вывод на колодку следует прикрепить к корпусу трансформатора, чтобы он не болтался и не ломался от вибрации.