Просмотрев справочник «По страницам «Катеров и яхт» («Судостроение», 1986 г.), обратил внимание на повышенный интерес к наладке традиционных систем зажигания подвесных лодочных моторов типа «Москва» при их работе на малых оборотах. Действительно, на малых частотах вращения эти двигатели работают неустойчиво, как говорят водномоторники, «чихают», «подчихивают» и т. п. Причины неустойчивой работы в «КиЯ» рассмотрены, но совет — увеличить зазор прерывателя «подчихивающего» цилиндра не всегда приводит к желаемому результату, так как гарантирует только повышение мощности искры неработающего цилиндра. Для устойчивой работы обоих цилиндров, как известно, нужен одинаковый момент (угол опережения) зажигания.
На ПМ «Москва» это условие выполнить довольно просто, установив момент разрыва прерывателей верхнего и нижнего цилиндров в определенных положениях одних и тех же геометрических точек магнитопроводов катушек зажигания относительно магнитов маховика.
В качестве индикатора разрыва контактов используется омметр (возможно использование лампочки и батарейки карманного фонаря), а для фиксации геометрического положения магнита маховика относительно магнитопровода катушек зажигания в момент разрыва контактов — стрелка, закрепляемая на оси коленвала вместо маховика.
Методика установки моментов зажигания следующая:
1. Выявляют «подпихивающий» цилиндр на малых оборотах.
2. Снимают маховик.
3. Отсоединяют от контактов прерывателей конденсаторы и провода катушек низкого напряжения.
4. Укрепляют на оси коленчатого вала вместо маховика стрелку из проволоки, конец которой совпадает с торцами магнитопроводов катушек зажигания.
5. Подсоединяют омметр к массе и изолированному контакту нормально работающего цилиндра.
6. Проворачивают маховик и определяют момент размыкания прерывателя. 8 этот момент проволочная стрелка фиксируется над характерной геометрической точкой магнитол ров ода катушки зажигания, например, над начальной кромкой магнитопровода по ходу часовой стрелки. Убедившись еще раз в совпадении начала разрыва прерывателя с выбранным положением проволочной стрелки относительно магнитопровода, переключают омметр к прерывателю «подпихивающего» цилиндра.
7. Проворачивают маховик и проволочную стрелку устанавливают относительно магнитопровода катушки зажигания «подпихивающего» цилиндра в положение, аналогичное первому.
8. Ослабляют винт установки зазора прерывателя «подпихивающего» цилиндра.
9. Разворачивают неподвижный контакт прерывателя до момента разрыва контактов и затягивают винт установки зазора. Для исключения ошибки проводят контрольную проверку.
10. Подсоединяют отсоединенные конденсаторы, провода, устанавливают маховик.
Как показал опыт, все моторы, отрегулированные по указанной методике, на малых оборотах работают устойчиво.