Проверка магнето
При исправной контактной системе зажигания моторов «Вихрь» ее обслуживание сводится к периодической регулировке зазоров между электродами свечей и контактов прерывателей.
При большой наработке нередко запуск двигателя ухудшается, появляются перебои в работе цилиндров или четкий переход на работу только одного из них. Обычная регулировка положительных результатов не дает.
При исправных электрических элементах наиболее частой причиной становится повышенный люфт основания магнето, из-за которого зазоры прерывателях меняются непредсказуемо. Его легко определить, взявшись за рычаг опережения зажигания и пошатав основание магнето в вертикальной плоскости Чрезмерным люфтом объясняется и задевание магнитов маховика о сердечники катушек, «подергивание» основания магнето при медленном проворачивании маховика.
Появляется люфт от изнашивания поверхностей трения магнето и картера от действия поворотного рычага, возвратной пружины, а также от влияния сил взаимодействия магнитов маховика и сердечников катушек.
Традиционный способ ремонта заключается в накладке по периметру посадочной поверхности картера тонкой фольги или напрессовке на цилиндрическую часть стального или бронзового тонкостенного кольца. Однако в последние годы в связи с переходом на использование литых сегментных крепежных пластин вместо точеных была изменена и марка легкого сплава на более «мягкий». Поэтому в первую очередь следы выработки появляются на поверхностях трения этих пластин.
Этот дефект легко исправить подпиливанием поверхности сегментной пластины, которой она прилегает к картеру, на величину выбираемого люфта При подпиливании надо следить лишь за горизонтальностью поверхности, чтобы не было перекосов, и легкостью хода основания магнето при повороте и возвращении.
Для лучшей работы сопрягающиеся поверхности можно смазать небольшим количеством моторного масла. Чрезмерная смазка может нарушить электроконтакт между поверхностью магнето и картером двигателя.
О ремонте магнето МБ-2
По роду своей деятельности я занимаюсь анализом поступающих рекламаций на электронное магнето МБ-2 и заметил, что примерно каждое третье магнето имеет дефект выхода из номинала резистора R1 — МЛТ-0,25 (47 Ом) вследствие его малой мощности.
В выпускаемых в настоящее время магнето этот конструктивный дефект устранен — в схеме ставится более мощный резистор МЛТ-0,5 (47 Ом).
В случае, если электронная плата залита прозрачным компаундом, дефект можно обнаружить по темной окраске всего резистора или его части, по изменению структуры компаунда около резистора и т. п.
В этом случае можно предложить сравнительно простой способ восстановления магнето путем замены резистора. В компаунде необходимо просверлить два отверстия (см. эскиз) над местами скопления припоя на выводах резистора до появления блеска самого припоя.
Сверлить нужно осторожно, в несколько приемов, чтобы не «пробежать» припой на контактной площадке платы. Сверло желательно заточить под цилиндр. Затем паяльником с тонким «жалом» припаивается резистор с предварительно загнутыми и обрезанными на необходимую величину выводами. Резистор нужно взять большей мощности (0,5—1 Вт) с номиналом 47 или 51 Ом. После этого отверстия, в которые впаяно сопротивление, желательно залить эпоксидным клеем.
Если все это выполнено качественно, то магнето будет служить как новое.