Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Моторы
  • Устройство моторов
  • 1990 год
  • Великолепная «семерка», или еще раз о турбонаддуве
Подкатегории раздела
Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Что такое турбонаддув двигателя внутреннего сгорания
Можно ли сделать турбонаддув на подвесном моторе «Вихрь»?
Турбонаддув на катерном двигателе
Турбонаддув и надежность лодочного двигателя
Описание турбонаддува подвесного мотора японских инженеров


Великолепная «семерка», или еще раз о турбонаддуве

Год: 1990. Номер журнала «Катера и Яхты»: 145
          0


После публикации в №134 «КиЯ» статьи «Что может турбонаддув» автор получил множество писем самого разного содержания: это и технические вопросы, и просьбы помочь установить турбокомпрессор (ТКР) на катере или автомобиле, вопросы по приобретению ТКР и т. д. Эти письма в определенной степени стимулировали экспериментальную работу по оборудованию турбонаддувом двигателя «ВАЗ-2103», установленного на автомобиле «Жигули-2107». Этот автомобиль был предоставлен нашей творческой группе днепропетровским центром научно-технического творчества «Импульс». Думаем, что результаты нашей работы представят интерес и для водномоторников, поскольку на подавляющем большинстве быстроходных катеров — спортивных и прогулочных — используются серийные автомобильные двигатели.

Напомним, что двигатель «ВАЗ-2103» имеет рабочий объем 14S8 см3 и развивает номинальную мощность 77 л. с. при 5600 об/мин. Главную цель, которую мы перед собой ставили, — показать возможность увеличения максимальной мощности серийного карбюраторного автомобильного двигателя с помощью турбонаддува на 15—20% без снижения надежности двигателя и изменения серийности основных узлов и деталей. Одновременно предполагалось оценить эффект снижения удельного расхода топлива.

Информация об изображенииТурбокомпрессор в моторном отсеке; воздушный фильтр с карбюратора снят
Турбокомпрессор в моторном отсеке; воздушный фильтр с карбюратора снят
 
Для проведения работ был выбран самый малый из серийно выпускаемых в СССР по ГОСТ 9658—66 турбокомпрессор ТКР-7 с радиальной центростремительной турбиной, диаметром рабочих колес 74 мм, степенью повышения давления Пк=1,6, расходом воздуха 0,4 кг/с.

Столь значительное повышение давления горючей смеси на впуске в данном случае излишне и могло бы привести к преждевременному выходу из строя двигателя — прогоранию поршней, обгоранию выпускных клапанов и т. п. Поэтому решено было ограничить степень повышения давления величиной порядка 1,2, что обеспечило увеличение мощности двигателя на 15—20%. С этой целью был уменьшен подвод отработавших газов в турбокомпрессор путем установки перепускного патрубка, отводящего часть газов в выпускную трубу мимо турбины, и применены сменные дросселирующие шайбы на впуске в ТКР.


Информация об изображенииТурбокомпрессор ТКР-7
Турбокомпрессор ТКР-7
 
Для отработки компоновки ТКР был изготовлен специальный стенд, имитирующий двигатель. На нем были установлены штатный выхлопной и впускной коллекторы двигателя, к которым подсоединялись турбинный и компрессорный тракты ТКР с учетом минимальных потерь давления, прочности конструкции и размещения в пределах моторного отсека автомобиля «ВАЗ-2107». Здесь же определили способ установки карбюратора и воздушного фильтра, конфигурацию и крепление маслопроводов, расположение термопар и датчиков давления.

Турбокомпрессор был размещен со стороны впускного и выпускного коллекторов двигателя. Его ось ориентирована параллельно коленчатому валу двигателя. Приемный патрубок турбины и выпускной коллектор соединены короткими трубами, обеспечившими плавное сопряжение. Отработавшие газы из ТКР отводятся по специальному патрубку в приемную трубу глушителя, которую пришлось доработать для этой цели.

Конструкция подшипника скольжения ТКР предполагает его смазку под давлением. Масло сюда поступает из основной масляной магистрали двигателя, работающей под давлением, направляется через переходник, ввертываемый в резьбовое гнездо штатного датчика аварийного давления масла. Отработанное масло из ТКР сливается в масляный поддон картера двигателя самотеком. В нижней части переходника через медные уплотнительные кольца закрепляется ниппель трубки подвода масла к ТКР. В верхнюю часть вворачивается ниппель с трубкой для замера давления масла в системе, соединенной со стрелочным манометром непосредственного действия со шкалой измерения до 6 кгс/см2.

Информация об изображенииВходной алюминиевый патрубок с фланцем для карбюратора
Входной алюминиевый патрубок с фланцем для карбюратора
 
Для монтажа турбокомпрессора в моторном отсеке автомобиля «ВАЗ-2107» пришлось перенести аккумулятор в левую часть отсека. С двигателя снимаются воздушный фильтр и карбюратор и на штатную площадку карбюратора через паронитовую прокладку устанавливается приемный алюминиевый патрубок, который закрепляется болтами. Штатная приемная труба удаляется.

На шпильки выхлопного коллектора через штатную прокладку устанавливается и закрепляется газоподводящий патрубок. Снизу вводится доработанная приемная труба глушителя и через медную прокладку соединяется с треугольным фланцем перепускной трубы газоподводящего патрубка. На горизонтальный фланец, патрубка устанавливается и закрепляется ТКР. В выпускной тракт ТКР вводится цилиндрическая законцовка отводящего патрубка с уплотнительным кольцом, после чего прямоугольный фланец патрубка закрепляется через медную прокладку на приемной трубе ТКР.


Между приемным и выпускным патрубками, а также патрубком компрессора ТКР устанавливается соединительный патрубок диаметром SO мм и закрепляется ленточными хомутами.

На выходе компрессора ТКР устанавливается входной алюминиевый патрубок и закрепляется через дюритовую муфту ленточными хомутами. К горизонтальному фланцу входного патрубка при помощи штатных шпилек через штатную паронитовую прокладку крепится карбюратор.

Информация об изображенииПриемный алюминиевый патрубок
Приемный алюминиевый патрубок
 
Короткие штатные тяги привода дроссельной заслонки и вторая справа прижимная пластина крышки головки блока удаляются. Вместо прижимной пластины устанавливается кронштейн привода дроссельной заслонки, на котором монтируются кулисы и длинные тяги привода дроссельной заслонки. На специальном штуцере входного патрубка закрепляется трубопровод гидровакуумного усилителя, подсоединяются датчики и указатели приборов. Затем устанавливается штатный воздухофильтр со штатным подсоединением трубы вентиляции картера.

Для сравнения показателей двигателя до и после установки турбокомпрессора были проведены испытания серийного автомобиля и оборудованного ТКР. В программу входили скоростные испытания на горизонтальном участке, испытания на подъеме, а также испытания на приемистость.

Контроль за температурой газов перед турбиной осуществлялся с помощью авиационного термометра со шкалой измерения до 950°С. Термопара датчика устанавливалась по оси газового потока в подводящем патрубке ТКР.

Информация об изображенииПриемная труба
Приемная труба
 
Температура наддувочного воздуха контролировалась авиационным термометром ТЦТ-13 со шкалой измерения до 300°С. Термопара датчика закреплялась на штатном впускном патрубке двигателя.

Разрежение и наддув в системе измерялись авиационным мановакуумметром МВ-16У со шкалой измерения от 350 до 1600 мм рт. ст.


Давление масла в системе контролировалось при помощи стрелочного манометра непосредственного действия со шкалой измерения до 6 кгс/см2.

Анализируя итоги проведенной работы, можно с уверенностью сказать, что ТКР-7 можно разместить в моторном отсеке любого автомобиля из семейства «ВАЗ» (кроме моделей 2108, 2109 без изменения серийности деталей и узлов. Двигатель с ТКР пускается без затруднений и устойчиво работает во всем диапазоне частот вращения. Ресурс ТКР соизмерим с ресурсом двигателя.

Давление наддува при 4000—4100 об/мин начинает превышать атмосферное давление 720 мм рт. ст. по прибору), т. е. при зтом режиме обеспечивается форсаж приблизительно на 20 %, что положительно сказывается на динамике разгона. При старте с места автомобиль «ВАЗ-2107» с ТКР при нагрузке четыре человека достигает скорости 100 км/ч за 18 с; этот же показатель у автомобиля без ТКР составляет 24 с.

Информация об изображенииГазоподводящий патрубок с термопарой
Газоподводящий патрубок с термопарой
 
При всех режимах температура двигателя с ТКР не отличалась от таковой на серийном автомобиле. Влияние отбора масла из главной магистрали на смазку ТКР проявляется в понижении давления масла на 0,1—0,2 кгс/см2 в системе двигателя при частоте вращения 4500 об/мин и выше, что не выходит за пределы нормального.

Что касается экономичности, то удельный расход топлива (из расчета на 1 л. с./ч) у двигателя, снабженного ТКР, снизился на 15—20%.

Во время испытаний выявились и недостатки установки. Например, при эксплуатации на автомобилях с объемом двигателя 1200—1500 см3 желательно применение ТКР меньших размеров1, так как при переменном режиме работы, свойственном автомобильным двигателям, проявляется некоторая инертность ТКР при изменении режима. Для катерных двигателей, работающих практически в постоянном режиме, это несущественно.

Информация об изображенииОтводящий патрубок
Отводящий патрубок
 
В описанной установке выход на необходимое давление наддува (1,2 кгс/см2) приходится осуществлять подбором дросселирующих шайб, что очень трудоемко и занимает много времени. В дальнейшем предполагается установить клапан в газоподводящем канале, который будет срабатывать при достижении определенного давления нагнетаемой топливо-воздушной смеси.

И последнее, пожалуй, самое главное. Приобрести ТКР за наличный расчет нельзя (нами использован списанный и восстановленный ТКР). Однако, учитывая, что в кругах водномоторников, раллистов и автолюбителей к установке проявляется огромный интерес. Днепропетровский центр — НТТ «Импульс» решил изучить спрос и организовать изготовление установок с ТКР для автомашин и судовых двигателей на базе автомобильных.

Примечания


1. Например, ТКР-5 конструкции НАМИ, который серийно не выпускается, либо импортных «ККК», «Холсет».


Понравилась ли вам эта статья?
+4

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Электронный термометр для подвесного мотора
Воздушная заслонка для карбюратора мотора «Нептун-23»
Генератор Г-24 на подвесном моторе
Проверка и ремонт магнето МБ-2
Эксплуатация моторов «Вихрь-электрон» осенью
Плазменное зажигание для четырехтактных ДВС
Простейшая ЭСЗ для мотора «Нептун»
Малогабаритный лодочный двигатель «ДМ-1» мощностью 5 л.с.
Насадка на карбюратор для предотвращения выброса топлива
Кнопка «стоп» на подвесном моторе «Ветерок»
Новинки подвесных моторов на выставке «Ленэкспо» в Ленинграде
Наладка системы зажигания ПМ «Москва»
Сборник топлива на диффузоре карбюратора
Подключение ДУ реверсом на моторе «Вихрь»
Переборка водяной помпы на моторе «Ветерок-12»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Великолепная «семерка», или еще раз о турбонаддуве

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Турбонаддув на катерном двигателе
Усовершенствование трансформаторов ТЛМ и ЦШ
Однотросовое дистанционное управление подвесным мотором
Как подготовить подвесной мотор к навигации
Глушители впуска подвесных лодочных моторов
Усовершенствование редуктора моторов «Вихрь»
Как подключить прибор тахометра-спидометра к мотору с ЭСЗ
Сигнализатор перегрева лодочного двигателя
Повышение надежности водопомпы мотора «Вихрь»
Редуктор с винтом регулируемого шага для подвесного мотора
Электромагнитная муфта сцепления для подвесных моторов
Электронный сигнализатор перегрева двигателя
Модернизация редуктора подвесного мотора «Вихрь»
Облегчение запуска мотора «Вихрь-30» в холодную погоду
Улучшение запуска мотора с электростартером


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 12 + 36 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории