После нескольких лет эксплуатации на выходном валу редуктора «Вихрей» или в месте расположения плоскости разъема появляются следы нигрола. Это является признаком того, что в редуктор попала вода, которая создает здесь повышенное давление. Вода может поступать через уплотнения гребного вала, тяги реверса и вала-шестерни.
Для герметизации гребного вала и тяги реверса устанавливают два сальника в стакане выходного вала и два уплотнительных кольца на тяге. А вот путь проникновения воды через вал-шестерню остался пока открытым. Практически невозможно определить момент, когда начинает подтекать верхний сальник, стоящий под водо-помпой и работающий в постоянном контакте с песком и ржавчиной, появляющейся на валу. Вода попадает в подшипник, а сальник, стоящий под ним, из-за его труднодоступности меняется крайне редко.
Для улучшения герметизации этого узла я сделал доработку, показанную на рис. 1. Из корпуса редуктора выпрессовал подшипник № 202 и оба сальника. На их место установил два предварительно смазанных солидолом подшипника N9 202 и два штатных, но обрезанных либо со-шлифованных со стороны пружины до ширины 5,5 мм сальника Вместо штатных сальников можно установить в капролоновой втулке (рис. 2) два сальника 160259120 от мотора «Нептун».
Следующая доработка редуктора — дренаж. На расстоянии 12 мм от оси переднего болта крепления редуктора вертикально вниз сверлится отверстие диаметром 3,4 мм на глубину 70—75 мм, затем рассверливается до ∅6,1 мм на глубину 8 мм и в него на эпоксидном клею вставляется трубка диаметром 6 мм длиной 10 мм. Перпендикулярно вертикальному отверстию, на расстоянии 65 мм от плоскости разъема редуктор-дейдвуд в полость редуктора, с его передней кромки сверлится горизонтальное отверстие ∅3—4 мм, проходящее через первое. Убедившись в том, что отверстия пересекаются, горизонтальное отверстие заглушается несколькими каплями эпоксидного клея.
Если доработка производится на редукторе новой конструкции, с забором воды в передней его части, то горизонтальное отверстие ∅5,1 мм сверлится таким образом, чтобы оно не более, чем наполовину перекрывало вертикальный канал поступления воды к водопомпе. Оставшегося в этом случае проходного сечения канала с избытком хватает для поступления необходимого количества воды. В отверстие ∅5,1 мм вставляется на эпоксидной смоле трубка ∅5 мм длиной 40—45 мм. После затвердевания клея трубку через вертикальное отверстие дренажа просверливают и заглушают, как в первом варианте.
В дейдвуде тоже на расстоянии 12 мм от оси переднего болта крепления редуктора, теперь уже наклонно в полость дейдвуда, сверлится отверстие ∅5,1 мм для входа трубки дренажа, а в верхней части дейдвуда — для ее выхода. Вставив в нижнее отверстие стальную или медную трубку длиной 400—450 мм, выгибают ее таким образом, чтобы она была прижата к одной из стенок, а конец ее вышел через выходное отверстие.
Вверху и внизу трубку закрепляют эпоксидной смолой (для придания большей вязкости и термостойкости связующему в нее можно настричь кусочки стеклоткани). После этого в дейдвуде делают проточку под резиновое кольцо, надеваемое на трубку, которая выходит из вертикального канала дренажа редуктора. При установке редуктора кольцо должно слегка поджаться и герметизировать стык.
В нескольких номерах «КиЯ» предлагались замены бронзовой втулки — подшипника скольжения гребного вала — двумя подшипниками 7000103, 36103 и т. д. При такой замене следует учитывать, что выходной вал при включении переднего хода вращается по часовой стрелке, а шестерня заднего хода — против. Внутренняя обойма подшипника, в которую упирается под действием сил, возникающих в коническом зацеплении, шестерня заднего хода, проворачивается либо по отношению к валу, либо по отношению к шестерне. И в том и в другом случае происходит, хоть и со смазкой, трение деталей. Избежать этого можно, если узел выполнить, как показано на рис. 4. Из нержавеющей стали или титана вытачивается новый стакан (рис. 5). В него запрессовывается стандартный сальник и роликовый радиально-упорный подшипник 7203» Во внутреннюю обойму этого подшипника упирается обойма подшипника 8103, имеющая меньший внутренний диаметр. Второй обоймой упорный подшипник упирается в шестерню заднего хода. Применение роликового радиальноупорного подшипника 7203 обусловлено тем, что он имеет втрое большую нагрузочную способность, чем подшипник 7000103, и в 2 раза большую, чем подшипник 203.
Стандартный «вихревский» сальник желательно заменить на сальник МТ804131 от мотоцикла МТ-12 «Днепр», имеющий пылезащитную манжету, которая повышает надежность уплотнения.
Если двигатель используется на двухмоторной лодке и есть необходимость обеспечить вращение второго винта против часовой стрелки, то можно посоветовать вместо шестерни заднего хода поставить еще одну шестерню переднего (либо доработать шестерню заднего хода согласно рекомендациям «КиЯ» №133). Затем, сошлифовав обойму игольчатого подшипника шестерни переднего хода до ∅40+0,02+0,01 и высоты 15 мм, ее запрессовывают в стакан вслед за подшипником, на глубину 12 мм и производят сборку редуктора. Такая конструкция в работе себя показала тоже надежно.
И в заключение советую заменить болты крепления редуктора на Другие (рис. 6). Их закручивают обычным ключом на 8 мм.