Владельцы подвесных лодочных моторов, оборудованных электростартерами, знают, как нелегко запустить холодный двигатель, когда аккумулятор хоть немного разряжен. Запускать двигатель приходится с выключенным клапаном подсоса — с места водителя его не включить.
Можно отрегулировать карбюратор таким образом, чтобы двигатель запускался при выключенном подсосе, но в этом случае смесь получается обогащенной и на других режимах работы двигателя.
В одном из номеров «КиЯ» предлагался вариант дистанционного включения подсоса — с помощью самодельного электромагнита, но, во-первых, такой магнит в домашних условиях изготовить сложно, а во-вторых, устройство требует дополнительного потребления электроэнергии, что в условиях постоянной недозаряженности лодочного аккумулятора нежелательно.
Механический привод предлагаемой конструкции можно изготовить в домашних условиях за 3—4 часа при наличии простейшего слесарного инструмента.
С электростартера снимают верхнюю крышку-опору и вынимают из нее рычаг подъема шестерни. В крышке делают окно размером 30X7 мм (сначала засверливают, а затем распиливают надфилем) и нарезают два резьбовых отверстия М4. После этого рычаг устанавливают на место и через паз в крышке в нем засверливают и нарезают отверстие М5.
Из стального винта M5X25 мм с цилиндрической головкой изготавливают тягу, которую на эпоксидной смоле закручивают в резьбовое отверстие рычага, а затем завинчивают контргайку. При этом ось паза шириной 1,3 мм должна быть ориентирована параллельно оси электростартера.
Затем электростартер собирают и устанавливают на двигатель.
Из листовой стали или латуни толщиной 1,5—2 мм изготавливают упор, который крепят к электростартеру винтом и М4X10 мм.
От тросика подсоса отсоединяют манетку, а боуден укорачивают на 10—15 мм. Затем на тросик надевают шайбу с наружным диаметром 7 мм и внутренним 1,5 мм, пружину длиной 20—25 мм (можно применить пружинку от шариковой авторучки, но не очень жесткую), и еще одну шайбу. Тросик продевают через отверстие в упоре и тягу.
Длину тросика регулируют таким образом, чтобы при наполовину поднятой шестерне электростартера, пружина, надетая на тросик, уже была сжата. Оставшийся ход шестерни и соответственно тросика нужен для рабочего хода клапана подсоса карбюратора. После регулировки тросик опаивают до диаметра 2,5 мм.
Запуск производят следующим образом. Сначала электростартером двигатель прокручивают на 1—2 оборота при положении ручки управления газом «Стоп» (дроссельная заслонка карбюратора закрыта, клапан «подсоса» открыт). После этого ручку газа переводят в положение «Запуск» и двигатель запускается.
Для того чтобы двигатель можно было эксплуатировать при снятом для подзарядки аккумуляторе, штатный тросик подсоса можно оставить на двигателе (положить в поддоне). В случае необходимости можно отсоединить от карбюратора тросик, идущий от электростартера, и присоединить к нему штатный.
На моем двигателе был также оставлен ручной стартер. Для его установки потребовалось кронштейн крепления электростартера в местах касания его к двигателю спилить по высоте на 4—5 мм. Площадки опор ручного стартера на картер также были уменьшены по высоте на 6—7 мм.
При эксплуатации данного варианта включения подсоса выяснилось, что если делается попытка запустить теплый (45—60°С) двигатель в положении ручки газа «Стоп», то из-за включения подсоса запальные свечи забрасывает топливом.