Тахометр (рис. 1) выполнен на элементах DD 1.1 и DD 1.2 Он представляет собой одно-вибратор, вырабатывающий импульсы длительностью τU≈2/3·R3·С1. Так как длительность импульсов постоянна, а частота следования увеличивается с открытием дроссельной заслонки карбюратора, то ток, проходящий через микроамперметр РА1, пропорционален частоте вращения двигателя. Одновибратор запускается импульсами напряжения, которые наводятся на вход XTI в момент образования искры в системе зажигания. Датчик представляет собой несколько витков провода диаметром 1—1,5 мм, намотанных вокруг одного из высоковольтных проводов, идущих от катушки зажигания к свече. Сигнализатор перегрева выполнен на элементах DD 1.3 и DD 1.4. Он представляет собой пороговый мультивибратор. В схеме использована особенность КМОП микросхем переключаться при напряжении на входе, равном 1/2Uпит. Если температура двигателя нормальная, сопротивление терморезистора R6 больше сопротивления резистора R5, следовательно, напряжение на входе 9 элемента DD 1.3 больше 1/2Uпит мультивибратор находится в заторможенном состоянии. При температуре выше допустимой сопротивление терморезистора R6 настолько уменьшается, что напряжение на входе 9 становится меньше 1/2Uпит и мультивибратор переходит в режим генерации импульсов, которые открывают ключевой транзистор VT1, а динамическая головка ВА1 излучает звуковые колебания частотой порядка 1000 Гц
В устройстве могут быть использованы микросхемы серий К176, К561, К564. Резисторы R4 и R5 желательно применить проволочные. Микроамперметр РА1 может быть с током полного отклонения 50—200 мкА. Динамическая головка ВА1 — любая мощностью 0,25—1 Вт и сопротивлением 8—16 Ом. Индикаторная лампа HL1 типа МН6,3—0,3.
Терморезистор R6 можно использовать типов ММТ, KMT, СТ, причем конструктивно его можно встроить в болт головки цилиндра или глушителя. Такие конструкции неоднократно описывались на страницах «КиЯ».
Тахометр калибруют при помощи генератора импульсов, учитывая, что каждому обороту соответствует один импульс.
Схема дискретного термометра для ПМ (рис. 2) может быть использована как совместно со схемой тахометра (см. рис. 1), так и самостоятельно. Термометр позволяет контролировать четыре уровня температуры, например: 70, 80, 90, 100°С. При повышении температуры выше первого уровня загорается одна лампа, при превышении второго уровня загорается и вторая лампа и т. д. Уровни срабатывания выбираются подстроенными резисторами R13—R16. Микросхема DD2 К176ЛЕ5 может быть заменена на К176ЛА7 (К561, К564). Индикаторные лампы — коммутаторные типа КМ12—90. Число уровней индикации может быть увеличено до восьми, если в схему ввести еще одну микросхему.
Заметим, что описанные устройства могут быть использованы и на стационарных двигателях.
От редакции
Примененные автором высокоэкономичные МОП микросхемы вообще-то не рекомендуются для работы в тяжелых судовых климатических условиях из-за их высокой чувствительности к сырости, колебаниям температуры, загрязнению монтажа и т. п., а также из-за возможности легкого повреждения электростатическими зарядами в процессах монтажа и настройки. Однако практика показывает, что при соблюдении определенных правил (см. брошюру В. Н. Вениаминова «Микросхемы и их применения — М.: «Радио и связь», 1989, МРБ, вып. 1143) и при надежной влагоизоляции монтажа (например, заливкой сплавом 25% канифоли, остальное — парафин) устройства работают удовлетворительно. При монтаже устройства непосредственно на ПМ, что сопряжено с воздействием сильной вибрации на механические узлы, рекомендуется отказаться от стрелочного прибора, i для индикации использовать схему, показанную на рис. 2, подключив ее к точке * через сглаживающий фильтр (см. пунктир). Целесообразно также заменить лампы накаливания светодиодами (АЛ310А) с токоограничительными резисторами в 100 Ом.