Читатели А. Поползин из Барнаула, Р. Лизунов из Гомеля и другие спрашивают, можно ли применять для измерения частоты вращения коленвала моторов с электронной системой зажигания (ЭСЗ) прибор «ИЛМ» и какая доработка потребуется (в документации на прибор указывается, что он работает в системах зажигания с прерывателями).
Схема измерителя температуры и частоты «ИЛМ» состоит из входного каскада и делителя.
Входной каскад имеет две дифференцирующие RC — цепочки для формирования запускающих импульсов. Делитель понижает сигнал до 10 В и подает его на эмиттерный повторитель, выполненный на транзисторе Т1 (МП-42А). Ждущий мультивибратор, состоящий из транзисторов Т2 и ТЗ (МП-42А), запускается отрицательной полуволной и срабатывает от каждого импульса искрообразования системы зажигания.
Величина постоянной составляющей тока питания мультивибратора зависит от частоты его срабатывания, поэтому стрелочный измерительный прибор постоянного тока отградуирован непосредственно в угловой скорости вращения коленвала (об/мин).
Прибор создавался в те времена, когда промышленность выпускала ПЛМ только с электромеханическими системами зажигания, поэтому в документации на него и отражена эта особенность.
«ИЛМ» может также работать с любой отечественной ЭСЗ, которыми комплектуются лодочные подвесные моторы.
Подключение производится к концам первичных обмоток высоковольтных трансформаторов (клеммы Н1 и Н2 на «Вихре-30 Электрон»), как и в случае СЗ с механическими прерывателями.
Поскольку ЭСЗ МБ-2, МБЭ-1 (на моторах «Вихрь-30Э» и «Ветерок-8Э») конденсаторного типа, то их выходная ступень представляет собой LC-контур, содержащий последовательно соединенный тиристорный ключ КУ202Н.
В любой из этих ЭСЗ при срабатывании тиристора на первичной обмотке высоковольтного трансформатора возникает знакопеременное напряжение, причем сначала появляется импульс отрицательной полярности напряжением 400 В, который запускает «ИЛМ», а затем положительный, который блокируется диодом D1 (Д226Б, Upa6 = 400 В), включенным во входную цепь прибора.
В конденсаторной ЭСЗ первый отрицательный импульс может оказаться большим, чем в электромеханической СЗ (400 В и 250— 300 В, соответственно). Поэтому рекомендуется на входах «ИЛМ» (клеммы КЛ1 и КЛ2) погасить входное напряжение, для этого в них вводят резисторы. Величина их подбирается в процессе регулировки (в сторону уменьшения сопротивления).
Другой вариант уменьшения сигналов на входах — включение делителя.