Ответить на него помогает экспозиция в павильонах «Товары народного потребления» и «Научно-техническое творчество молодежи-87» на ВДНХ. Здесь представлены две новые модели двухцилиндровых четырехтактных малоразмерных дизелей, подготавливаемых к серийному производству.
Что же представляют собой новые модели?
Отметим сразу, что дизели с такими высокими техническими характеристиками (см. таблицу), оборудованные самыми современными системами питания и смазки, мы увидели впервые.
Дизель «РД-180»
Дизель «РД-180» предназначен для установки на мини-тракторе «718», но этот же двигатель в еще более интересном судовом исполнении уже экспонировался на выставке «Инрыбпром-85» (см. «КиЯ» №119).
Сейчас ведется подготовка производства к его серийному выпуску на Владимирском тракторном заводе им. А. А. Жданова («ВТЗ»).
Двигатель имеет рядное, вертикальное и раздельное расположение цилиндров. Охлаждение — воздушное, запуск — электростартером, генератор переменного тока (напряжение 12 В, 280 Вт). Возможна установка гидронасоса.
Дизель «З-ЭД-12»
Другая модель «З-ЭД-12» разработана Научно-исследовательским и конструкторско-технологическим институтом тракторных и комбайновых двигателей (НИКТИД) в г. Владимире. Дизель выполнен рядным, с вертикальным расположением цилиндров в блок-картере. Впервые в отечественной практике на малоразмерном дизеле применено жидкостное охлаждение смазочным маслом. Особый интерес это представляет при конвертировании его в судовой, так как на катере вместо двух теплообменников (водо-водяного и водо-масляного) можно будет установить только один — водо-масляный.
Электрооборудование двигателя (12-вольтовое) состоит из стартера, генератора переменного тока мощностью 280 Вт, свечей подогрева всасываемого воздуха (для облегчения запуска) и электронного регулятора напряжения на управляемых диодах с устройством сигнализации зарядки аккумулятора.
Мы не случайно начали с вопроса, который очень часто приносит в письмах читателей редакционная почта. Двигатели для судов маломерного флота — действительно острейшая проблема. Представленные на ВДНХ СССР малоразмерные дизели с успехом могли бы применяться судоводителями-любителями.
Хочется надеяться, что машиностроители воспользуются этой отличной возможностью расширить рынок сбыта своей продукции. Тем более, что для работы на воде дизели требуют минимальной доработки: установки охлаждаемых коллекторов, теплообменников (холодильников) масла и реверс-редуктора.