Многим известен стационарный четырехтактный двигатель «Л-6/2» мощностью 6 л. с., хорошо зарекомендовавший себя в качестве двигателя небольшой рыбацкой или прогулочной лодки. Он безотказен и долговечен, экономичен (расход бензина 300 г/л. с./час), легко заводится даже в холодном состоянии.
Обычно двигатель заводят рукояткой или ремешком (шнурком), предварительно намотанным на маховик. Я тоже лет пять пользовался этим способом, но в 1963 году решил установить электростартер с двигателя автомобиля «Москвич». С тех пор заводная рукоятка спокойно лежит в ящике лодки на случай аварийной ситуации. Теперь я могу, нажав пусковую кнопку, в любой момент завести двигатель, сидя за штурвалом.
Для подобного переоборудования двигателя «Л-6/2» необходимо приобрести: электростартер, генератор, аккумулятор, реле-регулятор, амперметр и кнопку с возвратной пружиной. Кроме того, необходим венчик маховика (ведомая шестерня). Все это можно приобрести в магазинах «Автомобили».
Рекомендую 12-вольтовое электрооборудование, при котором ведущая шестерня стартера вводится в ведомую шестерню маховика при помощи электромагнита, установленного на корпусе стартера.
Установка электростартера очень проста.
Самой сложной деталью является фланец крепления стартера, который можно изготовить из обыкновенной поделочной стали (Ст. 3 или сталь 20). Этот фланец устанавливается на картер двигателя на 6 болтов Мб вместо круглого фланца, который стоит на картере со стороны маховика; при этом надо установить фланец с наклоном вправо (если смотреть на мотор со стороны маховика) под углом 65—66° от вертикали. Это хорошо видно на снимке. Наклон этот необходим, так как иначе стартер будет упираться в блок цилиндров или соединительное ребро двух половин картера. Чтобы масло из картера не вытекало через отверстие фланца, куда проходит конец коленчатого вала, во фланце делается выточка, в которую вкладывается сальник из плотного войлока; сальник должен туго сидеть в гнезде фланца и плотно охватывать коленчатый вал мотора. Такого сальника вполне хватает на одну навигацию. Его можно вырезать на любом токарном станке, укрепив квадратный кусок войлока при помощи гвоздей или шурупов на деревянной оправке, зажатой в патрон станка. Резец следует заточить в виде острого лезвия ножа. Сначала на больших оборотах надо вырезать внутреннее отверстие немного меньше диаметра коленчатого вала (примерно 32 мм), а затем обрезать по внешнему диаметру, по выточке гнезда фланца.
Все головки болтов крепления фланца к картеру должны быть утоплены, чтобы за них не задевал маховик. Это достигается путем раззенковки отверстий сверлом диаметром 15—16 мм с таким расчетом, чтобы болты можно было затягивать торцевым ключом на 10 мм.
Когда фланец обработан по внешним обводам и просверлено отверстие под коленчатый вал, возьмите лист чертежной бумаги, вырежьте в середине его отверстие по диаметру коленчатого вала (34 мм), наденьте на конец коленчатого вала, плотно приложите к посадочному месту фланца на картере и небольшим молотком легко простучите по бумаге все контуры посадочного места с отверстиями, в которые будут вворачиваться болты. На бумаге будут ясно видны места крепежных болтов. Далее необходимо выточить из дерева на токарном станке болванку диаметром 34 мм и длиной 15—20 мм, туго посадить ее в отверстие фланца, а затем на выступающую часть болванки надеть подготовленный вышеуказанным способом бумажный шаблон. Шаблон разворачивают так, чтобы угол между линией, соединяющей верхнее и нижнее болтовые отверстия, и осевой линией фланца составлял 65—66°; после этого кернером можно перенести точки сверления отверстий на фланец.
Необходимо заранее отметить, какой стороной фланец будет крепиться к картеру; как раз с этой стороны надо накладывать шаблон и той его стороной, по которой вы стучали молотком.
Все 6 отверстий сверлите сверлом диаметром 7 мм и зенкуйте их на глубину 6 мм со стороны, противоположной разметке.
Затем необходимо взять алюминиевую или чугунную болванку диаметром не менее 120 мм (можно старый поршень с какого-нибудь мотора), зажать ее в патроне токарного станка, протор-цевать, а затем центром задней бабки через отверстие под коленчатый вал прижать фланец к этой оправке. Кернером надо произвести разметку на оправке крепежных отверстий, снять фланец и, не вынимая из патрона оправки, просверлить 5-миллиметровым сверлом 6 отверстий, а затем нарезать резьбу Мб. После этого остается закрепить фланец к оправке 6 болтами и можно растачивать во фланце посадочное гнездо для войлочного сальника.
Два отверстия с резьбой М10 для крепления стартера к фланцу лучше всего сверлить (диаметр сверла 8,4 мм) по месту; для этого надо вложить в кольцевую выточку стартер, направить его открытой частью крышки в сторону отверстия во фланце под коленчатый вал и кернером через ушки крепления стартера сделать разметку.
Фланец устанавливается на картер на картонной прокладке.
Венчик (ведомая шестерня) устанавливается на маховик следующим образом. Маховик со стороны двигателя протачивается по эскизу, и на это место напрессовывается венчик. Для этой цели венчик равномерно нагревают (слегка, не допуская даже посинения металла). Горячий венчик свободно ложится на проточку маховика, после чего его надо немного полить водой. Он будет очень плотно сидеть на маховике без какого-либо дополнительного крепления.
Чтобы точно проточить посадочное место для венчика на маховике, возьмите металлическую болванку диаметром 35—40 мм, зажмите ее в патрон и проточите конец на конус для посадки маховика. На эту оправку надо поставить маховик и поджать его вращающимся центром задней бабки. Конус на оправке надо сделать довольно полным, так чтобы он заходил в маховик не более, чем на половину своей толщины; тогда вращающийся центр будет упираться в край отверстия маховика и плотно прижимать его на оправке.
Оправка должна быть довольно длинной (300—400 мм), так как суппорт с резцедержателем должен находиться с левой стороны маховика (между патроном станка и маховиком). Поэтому надо взять резец обратной заточки и зажимать его в правой стороне резцедержателя.
Для проверки точности исполнения работ надо в выточку фланца поставить войлочный сальник, установить фланец на картер и закрепить болтами (под болты необходимо поставить пружинные шайбы), затем поставить маховик и закрепить его гайкой. После этого на фланец следует установить стартер на двух болтах, ввести шестерню стартера в зубья венчика и рукой вращать маховик, проверяя плавность хода сочлененных шестерен. Шестерня стартера должна без заедания проходить по всему венчику маховика.
Причиной заедания может быть неточно выдержанное расстояние между осью вращения маховика и осью вращения стартера. Исправить этот дефект можно путем проточки на токарном станке части плоскости фланца, где ставится стартер, под некоторым углом к противоположной плоскости. Таким образом мы сделаем ось вращения несколько непараллельной оси вращения маховика и достигнем или отдаления шестерни стартера от венчика маховика, или приближения ее к венчику, в зависимости от того, в какую сторону сточим плоскость фланца. Для проточки плоскости фланца надо воспользоваться той оправкой, на которой протачивалось гнездо для установки сальника. Под один край фланца необходимо подложить металлическую пластинку толщиной примерно 1 мм. Благодаря прокладке фланец станет под небольшим углом и можно будет резцом снять плоскость фланца, начиная с его середины и до конца вилки, где крепится стартер.
При установке генератора нужно учесть, что маховик двигателя «Л-6/2» вращается против часовой стрелки (если смотреть со стороны маховика), а генератор должен вращаться по часовой стрелке (если смотреть со стороны шкива). Поэтому генератор придется устанавливать на отдельных кронштейнах, закрепленных к корпусу лодки.
Гораздо удобнее прикрепить генератор непосредственно к двигателю выше стартера и параллельно ему, но тогда придется шкив генератора посадить на противоположный конец якоря. И на резьбе с поперечной заклепкой посадить специальную насадку, форма и размеры которой сделаны по размерам посадочного отверстия шкива.
Это же можно сделать другим способом; задней бабкой токарного станка выпрессовать вал якоря, повернуть его обратной стороной и снова впрессовать. Но тогда придется тот конец вала якоря, на который насаживается шкив, проточить до 12 мм для посадки на его конец подшипника № 201, а на противоположный конец вала напрессовать небольшую втулку для посадки подшипника № 202 (на концах вала генератора шарикоподшипники разные). И в сам шкив тоже придется впрессовать втулку для посадки его на проточенный до 12 мм конец вала.
После такой переделки генератор можно установить непосредственно на блок цилиндров двигателя при помощи трех металлических планок, показанных на эскизе. Планка «а» крепится двумя болтами (М10Х1.5) к головке блока цилиндров со стороны маховика, где имеются два резьбовых отверстия, на которых обычно крепится вентилятор. Планка «б» изгибается по эскизу и крепится на противоположной стороне головки блока под гайки двух крайних шпилек. И, наконец, третья планка «в» крепится под головку болта крепления блока цилиндров к картеру (если на двигатель смотреть со стороны маховика — первый болт справа от заводной рукоятки). В этой планке имеется прорезь, которая служит для регулировки натяжения клинового ремня.
При такой установке генератора можно использовать клиновой ремень с двигателя автомашины «Москвич».
Остается поставить реле-регулятор, амперметр, пусковую кнопку и аккумулятор на 12 в.
Схема подключения всего электрооборудования к аккумулятору точно такая же, как на автомобиле «Москвич».
Если генератор устанавливается отдельно от двигателя, то его корпус надо соединить толстым проводником с массой двигателя; реле-регулятор тоже имеет клемму массирования, которую необходимо соединить с массой двигателя. Электропровода не должны быть натянутыми, иначе при работе двигателя от вибрации может произойти обрыв. Достаточно нажать кнопку, и стартер начнет энергично вращать двигатель. Во время работы двигателя кнопку нажимать нельзя, так как можно сломать зубья шестерен стартера и маховика. Поэтому рекомендуется кнопку ставить так, чтобы исключить случайный пуск (во время работы двигателя). Чтобы совершенно гарантировать себя от такого случая, можно использовать рычаг центробежного регулятора оборотов, который во время работы двигателя будет разъединять один из проводов, идущих от кнопки.
Мощность двигателя, используемая на вращение генератора, настолько незначительна, что практически потеря ее совсем незаметна.