Уже в течение нескольких лет я успешно использую простейший электронный сигнализатор наличия воды в рубашке двигателя «Вихря-30Р».
В качестве датчика использован стержень диаметром 25 мм из нержавеющей стали, который вмонтирован в одном из каналов системы охлаждения головки цилиндров. Для этого я высверлил заглушку канала, рассверлил входное отверстие до диаметра 9,2 мм и нарезал резьбу М10. В это отверстие вворачивается пробка из фторопласта либо другого диэлектрика, в которой закрепляется датчик.
Схема сигнализатора проста и не требует регулировок; она надежно работает при напряжении от 6 до 20 В. Об отсутствии воды в системе охлаждения сигнализирует красная лампочка, которую можно закрепить на видном месте на моторе или же на пульте управления лодкой. Чувствительность прибора настраивается при помощи переменного резистора — при 3000 об мин двигателя сигнальная лампочка должна давать слабый накал. Резистор R2, возможно, придется подобрать в зависимости от характеристик транзисторов.
Схема снабжена тумблером для ее отключения при нормальной работе двигателя.