Наше производственное объединение «АвтоУАЗ», не имея возможности в последние годы поставить на серийное производство новые модели лодочных моторов, провело работу по дальнейшему совершенствованию 8-сильного «Ветерка» с целью повышения надежности и моторесурса мотора, улучшения эксплуатационных качеств, снижения выброса несгоревших остатков топлива, материалоемкости и массы мотора, улучшения его внешнего вида.
Выпуск модернизированного мотора « Ветерок-8М » начался с января 1988 г. параллельно с производством «Ветерка-8Э», а во II кв. этого года завод полностью перешел на изготовление новой модели.
По сравнению с «Ветерком-83» на этой модели улучшается ряд параметров. За счет повышения степени сжатия с 6 до 7 единиц повышается мощность на 0,2—0,3 л. с. и на 0,2—0,3 кг/ч снижается часовой расход топлива. На килограмм уменьшена масса мотора. Уровень шумности при движении лодки с работающим на максимальной мощности мотором, замеренный на берегу водоема на расстоянии 25 м от лодки, не превышает 75 децибелл (в соответствии с ГОСТ 17.2.4.04—82). Моторесурс до капитального ремонта увеличился с 500 до 550 часов за счет усовершенствования ряда узлов и улучшения качества изготовления деталей. Тяга на швартовах, развиваемая мотором с грузовым винтом, увеличилась до 70 кгс (на 10 кгс больше, чем у «Ветерка-83»).
На моторе «Ветерок-83» отмечался недостаточный срок службы узла верхней головки шатуна. В новой модели вместо бронзовой втулки в верхнюю головку шатуна устанавливается стандартный игольчатый подшипник с сепаратором типа КВК 14X18Х10Д ГОСТ 24310—80.
Диаметр поршневого пальца увеличен с 13 до 14 мм. Поршневой палец по диаметру 14+0,004—0,008 и шатун по диаметру 18+0,012—0,008 разбиваются на группы; игольчатый подшипник также имеет пять групп по диаметру роликов с разницей 2 мкм. Узел комплектуется в соответствии с данными табл. 1 и 2.
Уменьшена масса поршня путем ликвидации сплошных приливов от бобышек до днища. За счет снижения скопления металла и улучшения теплопередачи улучшилась работа поршневых колец.
На ранее выпущенные «Ветерки» может быть установлен сборочный узел с «Ветерка-8М» — шатун с поршнем (чертежный номер узла 611800C6), который намечается поставлять в торговую сеть. В него входят новый шатун, поршень, игольчатый подшипник, поршневой палец, стопорные кольца поршневого пальца, стопор поршневых колец и сами кольца.
На «Ветерке-8М» высоковольтный трансформатор типа Б300 заменен на новый герметичный трансформатор повышенной надежности типа 2112. На прежних моторах нередко выходили из строя элементы электронной бесконтактной системы зажигания вследствие воздействия высоких температур под маховиком двигателя. В магдино мотора «Ветерок-8М», получившем обозначение МБЭ-3, предусмотрено искусственное охлаждение печатной платы и конденсаторов потоком воздуха, возникающим при вращении маховика В днище основания магдино выполнены 6 отверстий диаметром 6 мм, на торцевых поверхностях кармана в основании и крышке основания предусмотрены проемы для протока воздуха. Благодаря этому удалось снизить температуру воздуха под маховиком на 6—7 °С, что положительно сказалось на температурном режиме тиристоров, диодов и конденсаторов.
Такую доработку основания магнето на эксплуатируемых моторах «Ветерок-83» рекомендуется сделать самостоятельно по размерам, приведенным на чертеже.
«Ветерок-8М» комплектуется пусковым механизмом усовершенствованной конструкции (авторское свидетельство № 479879), подробное описание которого приведено в статье «Требует ремонта «Ветерок» в «КиЯ» №127. За счет изменения конструкции шестерни пускового механизма устранен наклон в отверстии шкива и «заедание» шестерни.
Еще один недостаток «Ветерков», вызывавший справедливые претензии владельцев моторов,— это проворачивание демпфера гребного винта. Демпфер новой конструкции имеет шлицы по наружному диаметру; аналогичное шлицевое отверстие выполнено в ступице гребного винта. Шлицевое соединение имеет лучшие демпфирующие свойства, благодаря чему сокращаются случаи скручивания вертикального вала и среза предохранительного штифта гребного винта. С мая 1988 г. для соединения резинового демпфера с латунной втулкой используется эффективный клей «Армлок», обеспечивающий надежный «привар» резины.
«Ветерок-8М» комплектуется двумя гребными винтами: скоростным и грузовым (табл. 3). Параметры винтов выбраны в результате совместной работы с ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова.
На моторе «Ветерок-8М» применен усовершенствованный узел румпеля, отличающийся более удобной формой рукоятки. Надписи «полный», «пуск», «малый», ранее выполненные в литье на корпусе румпеля, перенесены на декоративную табличку. Для уменьшения люфта в соединении между румпелем и плитой управления на оси румпеля поставлены две шайбы — стальная пружинная и пластмассовая.
Для уменьшения поверхностной кавитации винта при эксплуатации лодки (при повышенном волнении, выполнении резких поворотов, установке двух моторов) изменена форма антикавитационной плиты проставки подводной части мотора.
Емкость бензобака уменьшена с 20 до 14 л, что сделало его более компактным и удобным в обращении.
«Ветерок-8М» стал более экологически «чистым». Применение игольчатого подшипника в верхней головке шатуна, менее чувствительного к содержанию масла в топливной смеси, чем бронзовая втулка, позволило уменьшить содержание масла в смеси с 1:20 (1:25) до 1:33. В период обкатки содержание масла уменьшается с 1:10 до 1:16.
«Ветерок-8М» успешно прошел испытания на опытном отечественном масле марки МГД-14М для двухтактных двигателей, разработанном киевским «Нефтехимом» (при соотношении 1:50). Проводятся испытания моторов на смеси топлива с маслом МГД-14М в пропорции 1:75 и 1:100. На основании результатов этих испытаний для моторов «Ветерок-8М», поставляемых на экспорт, рекомендовано использование смеси масла с бензином в соотношении 1:50 при применении специальных масел, выпускаемых зарубежными фирмами для подвесных моторов.
В двигателе «Ветерка-8М» выполнены некоторые технологические улучшения: введена динамическая балансировка маховика, повышена чистота обработки поршня; ряд алюминиевых деталей переведен с кокильного литья на отливку под давлением.