В последнее время, к сожалению, многие водномоторники все чаще сталкиваются с проблемой некачественной заделки резинового демпфера в ступице гребного винта моторов «Вихрь». При наезде на мель или препятствие предохранительные штифты не срезаются, демпфер проворачивается в ступице винта, вследствие чего нарушается центровка винта, появляется вибрация, снижается упор. Когда мне пришлось столкнуться с этой проблемой, попытки извлечь демпфер из винта, не повредив его или винт, к успеху не привели. Поэтому я изготовил простой съемник, который под силу сделать любому водномоторнику в условиях мало-мальски оборудованной мастерской.
Между посадочным торцом демпфера и посадочной поверхностью в ступице винта существует технологический зазор 4—5 мм, в который и заводится штифт, укрепленный на конце винта. Отверстие под штифт следует сверлить с таким расчетом, чтобы он входил в него с некоторым натягом. На винт 4 наворачивается гайка 6, затем приваривается ручка 5, место сварки зачищается.
Собирается приспособление в следующем порядке. На винт надевается шайба 3, потом — стакан 2, в отверстие запрессовывается штифт 1. Съемник к работе готов.
Чтобы извлечь дефектный демпфер, надо отвернуть гайку в сторону ручки до упора, конец винта со штифтом вставить во втулку гребного винта и развернуть винт на 90°. Удерживая съемник в таком положении, заворачивают гайку гаечным ключом, тем самым извлекая втулку.
Может оказаться, что у извлеченного демпфера выступы из-за проворачивания «съедены». На любой лодочной станции можно найти гребные винты со сломанными лопастями. Демпфер у них зачастую вполне пригоден для дальнейшей службы. Его извлекают съемником.
Перед запрессовкой я обезжириваю демпфер и посадочное место в ступице гребного винта растворителем или ацетоном, смазываю клеем «Момент», «Суперцемент» или любым подходящим. Не ожидая, пока клей высохнет, запрессовываю втулку. Клей в данном случае играет роль смазки. При запрессовке втулка ставится на ровную плиту, сверху винт и ударами по нему медным молотком демпфер осаживается до тех пор, пока винт торцом не коснется плиты.
Отремонтированные таким образом винты ни в чем не уступают заводским. Следует лишь при запрессовке избегать перекосов.