Всегда ли на мотолодку надо ставить мощный двигатель? Пусть, например, предстоит поездка на рыбалку за 1—2 км. В этом случае доставка и установка на транец мощного «Вихря» или «Нептуна» занимает зачастую больше времени, чем сама поездка. В такой ситуации с маломощным «Салютом» можно оказаться на месте даже раньше, да и бензина израсходуется меньше. Так и появился у нас на транце вместо привычного «Нептуна» элегантный «Салют-Э».
Однако в первую же поездку нам пришлось разочароваться. На полном газу мотор сильно вибрировал, от пронзительного высокочастотного шума закладывало уши, приходилось часто менять руки на сильно вибрирующей ручке. Через пару поездок мотор перестал «тянуть», заводился только на обильном «подсосе», после остановки топливо из карбюратора струей сливалось в воду.
Оказалось, что под поплавковый клапан попала оставшаяся после сборки стружка» Удалить стружку удалось, только развальцевав нижнюю часть корпуса клапана — ведь клапан неразъемный узел! Однако и в дальнейшем, несмотря на притирку клапана, как на ходу, так и после остановки мотора топливо капало из карбюратора. Причина этого в том, что клапан болтается в корпусе, подъемная сила маленького поплавка явно недостаточна. Здесь так и напрашивается применение запорного клапана с эластичным уплотнительным элементом, нашедшим широкое применение в автомобильных карбюраторах.
Недостатком является и отсутствие фильтра-отстойника. Вследствие повышенной вибрации мотора топливо в баке взбалтывается и мелкие частички отстоя свободно проходят через сетку, попадают в карбюратор, нарушая его нормальную работу. После того как израсходовано 5—10 литров топлива, карбюратор надо чистить, в то время как «Нептун», заправляемый тем же топливом, нормально работает и после выработки 200—300 л. Поэтому целесообразно заменить топливный кран мотоциклетным краном-отстойником.
Советуем избавиться и от нижнего кожуха, назначение которого совсем не ясно. Достаточно небольшой волны с кормы, чтобы карбюратор погрузился в воду — нижний кожух с большими окнами никак от этого не защищает.
Сильная вибрация мотора приводит к тому, что крепеж надо подтягивать достаточно часто (лучше его ставить на клее БФ или эпоксидной смоле). Мы даже потеряли гайку крепления верхнего кожуха — видимо, здесь нельзя применять резьбу с таким большим шагом.
На «Салюте» установлен центробежный насос системы охлаждения с крыльчаткой из жесткого пластика. Но стоило два раза форсировать песчаный перекат, как охлаждение отказало. Водозаборное отверстие расположено в передней части редуктора и при наезде на песчаную косу вся помпа оказалась полностью забитой песком. Работоспособность ее нам удалось восстановить, установив над крыльчаткой текстолитовую шайбу и несколько опустив крыльчатку вниз.
Однако ничего этого не случилось бы, если бы перенести отверстие водозаборника на боковую стенку, крыльчатку изготовлять из твердой резины, а корпус помпы — из нержавеющей стали. Еще лучше применить вихревой насос с эластичной крыльчаткой, который может обеспечить более надежное, чем центробежный, охлаждение мотора на самых малых оборотах.
Еще один недостаток «Салюта» — подсос воздуха к винту (аэрация). На тяжелой мотолодке максимальную скорость с «Салютом» можно получить при носовой центровке лодки, когда транец почти выходит из воды, однако при этом возникает сильная аэрация. Несколько уменьшить аэрацию можно за счет увеличения размеров антикавитационной плиты (прокладки 0030) и увеличения удлинения дейдвуда в районе ватерлинии. Однако, на наш взгляд, больший эффект дает изменение геометрии гребного винта»
Для большинства лодок (за исключением самых легких и узких байдарок) максимальная скорость под «Салютом» вряд ли превысит 8 км/ч. Для такой скорости как частота вращения винта, так и его диаметр явно не оптимальны. Увеличив передаточное отношение редуктора, скажем, до 12:36, а диаметр винта до 220 мм, можно для создания такой же тяги уменьшить потребную мощность мотора на 30—40%.
В настоящее время экономичность мотора удручающе мала. Время до выработки бака на полном ходу (2 литра топлива) — 1 час 20 минут, на малом ходу (6 км/ч) — 2 ч 30 мин или 19—14 л на 100 км пути. Это приблизительно столько, сколько расходует 2-3-тонный катер с автомобильным двигателем на скорости 9— 10 км/ч, и в два-три раза больше, чем такой же катер со специальным дизелем. По-видимому, за счет доводки двигателя и замены винта экономичность «Салюта» можно повысить в 1,6—1,8 раза.
Установка нового редуктора и винта приведет к увеличению веса, однако это можно полностью компенсировать, изготовив верхний и нижний кожуха из пластика. Это позволит уменьшить шумность мотора, а если предусмотреть в нижнем кожухе эластичное уплотнение между кожухом и двигателем, то можно исключить заливание водой карбюратора на волнении. Проблему вибрации можно решить за счет установки простейших кольцевых амортизаторов (между кронштейном и выхлопным патрубком).