При наезде на топляки, коряги или острые камни правильно сделанные надувные поплавки разборных тримаранов и катамаранов прорываются сравнительно редко. Если же такая авария случается, то ее последствия могут быть серьезными. Поэтому поплавки разделяют на автономные отсеки или вкладывают в них аварийные емкости плавучести.
Деление поплавка на отсеки поперечными перегородками-диафрагмами — имеет существенный недостаток: такой поплавок нельзя вывернуть наизнанку для просушки и ремонта. В то же время известно, что после ремонта надежна только та заплата, которая приклеена изнутри надувного поплавка. Эту проблему удалось решить В. Зайцеву из Москвы. На своем тримаране он сделал диафрагмы не сплошными, а по типу кормовой оконечности поплавка — в виде длинного широкого рукава (рис. 1). При подготовке поплавка к плаванию рукав скручивается, перегибается и туго стягивается 10—15 шлагами резинового бинта, который можно купить в аптеке. При такой конструкции проще, чем при традиционной, обеспечить герметичность шва крепления диафрагмы к поплавку.
В то же время кормовую оконечность поплавков, которые имеют такой рукав, особенно если поплавок сделан из жесткой и толстой ткани, трудно сделать аккуратной и внешне 9 привлекательной. Через негерметичную кормовую заделку в пространство между тканью поплавка и рукавом попадает вода с песком и грязь, ткань рукава в этом месте быстро стареет и теряет герметичность.
Турист К. Рязанов предложил новое решение. Он сделал круглый транец из прочного прорезиненного материала, который присоединяется к поплавку на застежке типа «молния» (рис. 2). Носовую оконечность крупных поплавков можно также оформить в виде рукава и закрыть его носовым «транцем». Сделанные из яркого красивого материала такие транцы придают поплавку нарядный вид. «Молния» должна быть крупной и обязательно пластмассовой.
Если в поплавки катамарана вставлены длинные аварийные емкости плавучести, объем которых составляет 70—100% от водоизмещения судна, то даже при выходе из строя одного из поплавков катамаран без особых трудностей может достигнуть берега, даже наветренного. Часто вместо одной длинной емкости используют более короткие пластиковые надувные игрушки — «бревна» или разрезанные вдоль детские «плотики». Чтобы «бревна» не перемещались вдоль поплавка, их можно зашить в длинный матерчатый чехол (рис. 3). Такая конструкция значительно повышает надежность самих этих «бревен», не рассчитанных на работу с большой нагрузкой. Диаметр и длину чехла делают на 10—15% меньше диаметра и суммарной длины «бревен».
В последние годы в качестве воздухонепроницаемых емкостей на многокорпусных туристских судах все чаще используют полиэтиленовую пленку, которая продается в виде рукава. Долгое время не удавалось найти надежного способа крепления к рукаву соска. Конструкции хорошо зарекомендовавших себя резиновых емкостей не подходили для этого варианта. А. Буханов предложил один конец рукава, не разделяя его стороны, скручивать, перегибать и туго стягивать резиновым бинтом. Посередине другого конца стороны рукава немного разводят и в образовавшееся отверстие вставляют тонкостенную дюралевую трубку диаметром 20—30 мм, заворачивают вокруг трубки конец рукава и стягивают его резиновым бинтом. Трубку желательно покрыть тонким слоем мягкого герметика. Заглушают трубку резиновой пробкой, которую обязательно привязывают страховочным штертиком.
Полученную таким образом камеру можно использовать как аварийную емкость плавучести. Для повышения надежности ее помещают в матерчатый чехол. Если поплавок имеет и носовой рукав, то трубки для накачки полиэтиленовой камеры можно ставить по двум ее концам, а саму камеру сделать двухсекционной, стянув ее посередине резиновым бинтом.
Втягивать камеру в поплавок удобнее всего через носовой рукав с помощью заранее заведенного капронового троса. Заполняют камеру воздухом, когда она уже находится в поплавке. На ходу ее не подкачивают.
Если материал поплавка негерметичный, полиэтиленовый рукав используют и как основную камеру. Так как механическая прочность полиэтиленовой пленки невелика, поплавок стоит делать двухкамерным, размещая камеры одну над другой (рис. 4). Чтобы они не перекручивались, их соединяют широкой липкой лентой. При покупке полиэтилена надо обращать внимание на состояние торцов рулона. При хранении стоя на месте сгиба пленки образуются потертости и даже разрывы. Обнаруженные при испытании новой камеры разрывы заклеиваются липкой лентой. Если же их много, то проще купить новый рукав.