Для непродолжительных путешествий вдоль южного побережья Ладожского озера мы оборудовали пластмассовую лодку «Пелла» (выпуска 1979 г.) парусами и дополнительной парой весел, сделали палубу, усилили конструкцию киля.
Парусное вооружение состоит из грота веерного типа площадью 4 м2 (см. «КиЯ» №121) и стакселя площадью 2 м2. Мачта установлена на расстоянии 1 м от носа. Для крепления стакселя сделан бушприт с вылетом 0,45 м. На бушприте подвешен якорь, всегда готовый к отдаче, и установлен шпиль для якорного каната.
Чтобы не резать трехслойный киль стеклопластикового корпуса, мы отказались от шверта. «Пелла» благодаря развитому килю уже имеет значительное боковое сопротивление, тем не менее высоту киля мы увеличили на 32 мм. Наделка на киль одновременно служит для его защиты от повреждении и к тому же немного повышает остойчивость лодки (масса наделки — 13 кг). Для крепления полосы из нержавеющей стали к килю были приформоваиы деревянные рейки. При такой конструкции не требуется сверлить корпус лодки и его водонепроницаемость не будет нарушена в случае сильного удара, при котором может только вырвать шурупы из рейки.
Рулевое устройство состоит из двух сблокированных рулей с откидным пером, установленных так, что между ними располагается подвесной мотор. При плавании под парусами перья рулей опускаются, а мотор откидывается вверх.
По бортам лодки (и в носу) сделана палуба шириной 190—270 мм из листов фанеры, оклеенной стеклотканью на эпоксидной смоле. По краям кокпита палуба окантована комингсом из деревянной рейки, а в местах расположения средних банок подкреплена пиллерсами. Листы палубы крепятся к планширю винтами и шурупами. Вблизи уключин комингсы для удобства гребли имеют вырезы, здесь край палубы подкреплен установленными под ней планками. Между средними банками, на одном уровне с ними под палубой сделаны полки.
Благодаря устройству палубы увеличился безопасный угол крена, что весьма полезно для плавания под парусами, появились места для хранения вещей и укрепились борта лодки, которые раньше, даже с одной парой весел, прогибались при усиленной гребле.
Изготовлен тент (из толстой импортной полиэтиленовой пленки), закрепляемый к рымам, которыми служат специальные гайки винтов, скрепляющих палубу с бортом. На стоянке тент лежит горизонтально, закрывая палубу и кокпит. Для защиты от дождя людей в скобы, прикрепленные к комингсам, вставляются три дуги из алюминиевой трубки 17X1,5. опираясь на которые тент закрывает только кокпит.
Слишком короткие штатные весла мы удлинили на 140 мм с помощью насаженной на веретено стальной втулки, на которой свободно закреплена ручка из текстолита. Вращающаяся ручка избавляет гребца от мозолей и немного повышает КПД весла. Полезно и небольшое увеличение массы внутреннего плеча весла для его балансировки относительно горизонтальной оси уключины.
В пайолах была удалена примерно одна четверть поперечных планок, благодаря чему лайо-лы стали легче, а просвет между рейками увеличился настолько, что через него можно достать рукой упавший предмет. Пайолы проолифили (этого явно не сделали на заводе) и гвозди заменили шурупами.
После выполнения всех описанных работ масса лодки увеличилась на 28 кг.
«Ветерок-8» со штатным скоростным винтом обеспечивает скорость лодки в полном грузу 9—10 км/ч. С одним рулевым, сидящим на кормовой банке, скорость достигает 15—16 км/ч, но возникает такой дифферент на корму, что почти ничего не видно по курсу. Изготовленный нами удлинитель румпеля позволяет управлять мотором, сидя на третьей от носа банке, что несколько улучшает обзор.
Под мотором «Салют» скорость лодки с нагрузкой 250 кг составила 7,0—7,3 км/ч. Но главное, расход бензина на километр пути стал почти в три раза меньше, чем с «Ветерком»!
При неторопливой гребле (с расчетом на длительный переход) одной парой весел лодка в полном грузу идет со скоростью около 3,3 км/ч. На двух парах весел скорость возрастает примерно до 4,6 км/ч.