Сейчас фотографируют все или почти все. Не составляют исключения и любители водно-моторного и парусного спорта. Поэтому многие издания, посвященные спорту и отдыху на воде, помещают материалы специально для фотолюбителей.
Предлагаем читателям «КиЯ» несколько незамысловатых рекомендаций иностранных фотографов, касающихся специфики съемки на воде. Они, конечно, не претендуют на полноту и непогрешимость и отнюдь не всегда могут служить гарантией безупречного результата.
Используйте по возможности пленку высокой чувствительности, которая позволит вам выбрать достаточно короткую выдержку.
Снимая объекты в движении, устанавливайте выдержку 1/500 или 1/1000 секунды, если, естественно, они есть в вашем фотоаппарате.
На воде старайтесь держать линию горизонта, особенно если сами находитесь на каком-либо плавсредстве. Многие снимки оказываются испорченными, так как на них судно либо «лезет в гору», либо «катится под гору». Некоторые дефекты такого рода можно исправить при печати, однако чаще всего достичь требуемого эффекта невозможно, не обрезав края судна.
Старайтесь, чтобы снимок был крупномасштабным. Приблизьтесь к фотографируемому судну настолько, чтобы его изображение максимально заполнило кадр (это, понятно, не относится к съемкам гонок).
Держите резкость! Если вы не хотите получить специального эффекта, то внимательно фокусируйте камеру для получения четкого, ясно очерченного изображения. Наиболее распространенное замечание, которое можно услышать при обсуждении снимка, это: «Хороший снимок, но немного не в фокусе!».
Фотографируя движущиеся объекты, тщательно выбирайте угол съемки. При движении предмета прямо на камеру или от нее остается больше времени на фокусировку, чем в случае его поперечного перемещения.
Обычно яхта снятая с подветренной стороны, на фотографии выглядит лучше, чем та, что снята с наветренной. Объясняется это тем, что обращенная к фотоаппарату палуба представляет для человека больший интерес, чем вид обшарпанного днища.
Правильно используйте свет. Солнце должно находиться позади фотоаппарата или сбоку от него. Вас поразит результат, полученный при съемке против солнца особенно если оно закрыто парусом. Море приобретает блеск, а судно предстает в виде силуэта. Не удивляйтесь, если оно не появится вообще!
Если предмет (катер или парусник) двигается быстро, постарайтесь «панорамировать» фотоаппарат. Выберите относительно большую выдержку (скажем, 1/60 секунды), определите в зоне видимости точку, в которой окажется предмет, направьте на эту точку видоискатель и наведите объектив на резкость. Когда предмет появится, «поймайте» его видоискателем и сопровождайте до ранее намеченной точки. В момент прохождения предмета через нее нажмите затвор, продолжая следовать за предметом до тех пор, пока он не выйдет из поля зрения.
Прежде всего позаботьтесь о своей безопасности. Работая с судна, лучшие фотографы-маринисты всегда обхватывают рукой какую-либо вертикальную опору или даже пристегиваются к ней страховочным поясом, удерживая равновесие и продолжая крепко держать фотоаппарат. Ремень фотоаппарата перекиньте через голову и закрепите его любым способом для того, чтобы не потерять фотоаппарат при внезапной килевой качке, когда вам понадобится за что-нибудь ухватиться. Держать аппарат лучше так: возьмите его в ладонь левой руки, так чтобы большим и указательным пальцами иметь возможность манипулировать кольцом наводки на резкость. Правой рукой придерживайте аппарат, наложив указательный палец на кнопку спуска. Такой способ дает возможность мгновенно после на водки на резкость спустить затвор и одновременно наилучшим образом стабилизировать аппарат. Стоять при этом лучше на широко расставленных и чуть согнутых в коленях ногах, что позволяет до некоторой степени амортизировать качку.
Короче говоря, желаем успехов и ждем ваших лучших снимков!